Спрос на коньяк в России стабилен, об этом можно утверждать с полной уверенностью. Даже в сложные 2015 – 2016 года, несмотря на непростую ситуацию в стане и снижение уровня доходов населения, тенденция роста спроса на этот сегмент алкогольной продукции сохранялась.
Коньяк – напиток для особых случаев, ставший по- настоящему народным для потребителя. Без него редко обходится застолья и торжества. Коньяк является своеобразным символом, который придает событию значение высокого класса, будь то вручение подарочной бутылки в качестве презента или подготовка праздничного стола.
Формируя ассортимент коньяка для конкретной торговой точки, следует учитывать, что спрос, а соответственно и прибыль от продажи данного продукта, зависят от нескольких факторов: уровня жизни в регионе в целом, типа торговой точки – магазин, супермаркет, специализированный алкогольный магазин; престижности и организационного характера района.
Так, например, не целесообразно наполнять ассортимент алкогольной продукции в небольшом продуктовом магазине спального района элитным дорогостоящим коньяком – высокого спроса на него ожидать не стоит. И напротив, представив центральной – деловой части города в супермаркете или специализированном алкогольном магазине коньяк высокого класса можно рассчитывать на увеличение оборота продукта и рост прибыли соответственно.
Классификация коньяка и описание
Классифицируются коньяк в зависимости от выдержки – срока содержания виноградного спирта в дубовых бочках.
Чем старше возраст напитка, тем более насыщенный становится его цвет и вкус. Коньяк большей выдержки всегда будет темнее, чем молодой напиток.
Классификация французских коньяков:
- Very Special (VS)– выдержка в среднем четыре года, но не менее двух лет
- Superior– средняя выдержка шесть лет, но не менее трёх лет
- Very superior old pale (VSOP) Grand reserv V.V.S.O.P.- Около 10 лет, но не менее пяти лет выдержки
- Extra Old, Extra Gold Reserv, Napoleon– выдержка 20 лет, но не менее шести лет.
Указание производителем сведений о классификации является обязательным условием продажи коньяка, и должно присутствовать на этикетке рядом с названием.
Для отечественных коньяков и для коньяков постсоветских производителей применяют следующую классификацию напитка:
- Одинарные виды коньяка трёх – пяти лет выдержки, количество лет выдержки указывается звёздами на этикетке:
- Марочные виды коньяка - шесть и более лет выдержки
- Коллекционные виды коньяка – более 23 лет выдержки
Марочные виды коньяка в свою очередь подразделяется на следующие категории:
- Коньяк Выдержанный (КВ)- выдержанный не менее шести лет
- Коньяк Выдержанный высшего качества КВВК- не менее восьми лет выдержки
- Коньяк старый(КС)- выдержка не менее 10 лет
- Очень старый (ОС) - не менее 12 лет
Обычно, чем старше коньяк, тем изыскание будет бутылка, в которой он представлен покупателям. Также коллекционные и дорогостоящие виды напитка представляются в специальных упаковках соответствующих высокому статусу.
Производители и поставщики коньяка
Коньяк является элитным напитком, произведенным по специальной технологии.
К этому представителю алкогольной продукции применяются строгие требования соответствия международным стандартам.
Наиболее известными производителями коньяка на мировом рынке является Martell, Remi Martin, Hennessey, Courvoisier, Gautier, Bisquit, Delanain, Godet, Freres, Hardy, Camus.
Коньяк отечественный и стран постсоветского пространства
Трёх звёздочный коньяк
«Саргис» Армения, «Ной Араспел» Армения, «Арарат» Армения, «Российский», Дагестан, «Прасковейский», Россия, «Старый Кахети», Грузия, «Киновский», Россия, «Бестужев», «Багратион», Россия.
Коньяк данных категорий стоит от 500 до 1 500 рублей за бутылку, объемом 0.5 л
Коньяк пять звёзд
Ценовая категория от 600 до 1 500 руб. за 500 мл.
«Саргис», «Арарат» «Ной Араспел» «Российский», «Прасковейский», «Старый Кахети», «Киновский», «Старейшина», «Барклай-де-Толли» «Золотой резерв», «Старый Кенигсберг».
Коньяки выдержанные
Ценовая категория от 1 000 до 3 000 руб. за 500 мл
Это коньяк производства Армении: «Арарат», «Артау», «Ной Классик», «Севан». Дагестан: «Лезгинка», «Дербент».
Россия: «Лезгинка», «Старейшина», «Старый Кенигсберг»,
Коньяк Выдержанный высокого качества
Ценовая категория от 1 000 до 4 000 руб. за 500 мл
- Армения: «Ной Классик», «Арарат», «Ахтамар», «Гранд Саргис», «Севан».
- Россия: «Домбай», «старый город».
- Грузия: «Аскнели».
Коньяк старый
Ценовая категория от 1 500 до 5 000 руб. за 0,5 л
- Армения: «Арарат наигри», «Гранд Саргис», «Ной классик», «Царь Тигран».
- Дагестан: «Кизляр».
- Россия: «Прасковейский», «Град Петров»
Французский коньяк
- Коньяк V.S. от 2 000 руб. до 3 000 руб. за 0.5 л
- Коньяк V.S.O.P.: от 3 000 руб. до 5 000 руб. за 0.5 л
- Коньяк X.O. от 10 000 руб. до 20 000 руб. за 0,5л
Martell, Remy Martin, Courvoisier, Hennessy,Godet, Tiffon, Camus, Frapin, Hine.
Рынок коньяка. Тенденции развития.
В настоящее время рынок коньяка в России стабилен. Скачка или быстрого роста продаж не наблюдается, но сохраняется небольшая тенденция к увеличению спроса.
Конкуренция на рынке достаточно велика, в связи с этим производители коньяка находятся в непрерывном поиске методов улучшения качества продукта.
Прогнозы аналитиков, относительно роста спроса, сводится к единому мнению о предстоящем росте рынка, объясняя это положительной тенденцией потребления элитных видов напитка.
Пока говорить о массовом спросе на дорогой коньяк рано, исключением являются мегаполисы, преимущественно Москва.
Если представить доли рынка коньяка, относительно ценовых категорий и видов продукта, то лидирует на данный момент более дешёвый коньяк - в пределах 500 рублей за 0.5 л – это коньяк трёх – четырёх звёздочный, его выбирают 43 % потребителей; на втором месте по популярности напиток за 500 – 600 руб., к нему относятся также трёх – четырёх звёздочные коньяки, 24 % покупателей останавливают свой выбор на данной категории продукта; 23 % выбирают пяти звёздочный коньяк и Коньяк Выдержанный в пределах 1 000 руб. за бутылку, 10 % отдают свое предпочтение коньяку Высшего Качества, Коньяку Выдержанному, Коньяку Старому и французскому коньяку, стоимостью более 1 500 руб.
Лидерами продаж являются следующие представители: «Киновский», «Прасковейский», «Российский» (Россия), «Арарат», «НОЙ», «Айрен», «Старый Кахети».
Продавать коньяк в палатках и павильонах на территории РФ нельзя.
Федеральный закон номер 171 «О государственном регулировании производства этилового спирта и спиртосодержащей продукции и об ограничение потребления распития алкогольной продукции» запрещает продажу спиртных напитков в нестационарных торговых объектов, которыми являются ларьки, палатки торговые павильоны, не имеющие прочного соединения с участком земли. Поэтому продавать коньяк можно только в магазинах и супермаркетах.
Основные законы выкладки коньяка
Вне зависимости от торгового зала – продуктовый магазин, супермаркет, специализированный алкогольный магазин, существует правило: продукция должна быть представлена по брендам.
Стимулирование спроса производится за счёт информационных стендов или табличек, на которых рассказывается об особенностях культуры потребления напитков, традициях связанных с коньяком.
Ассортимент и выкладка коньяка для продуктового магазина
Коньяк в продуктовом магазине располагается среди других крепких алкогольных напитков, таких как водка, виски, настойка. Выкладывая на стеллаж или витрину коньяк следует более дешёвые марки одинарных сортов расположить ниже, это может быть коньяк трёх звёздочный, около 500 рублей за 0.5 л, также на нижнем ярусе представляет бутылки с меньшим объемом напитков 0.3, 0.25, 0.1 л. («Старый Кахети», «Киновский», «Багратион»).
На средней полке, на уровне глаз человека среднего роста, удачно будет расположить известные бренды: «Арарат», «Ной Араспел», «Кин» три – четыре звезды. Стоимость от 600 до 900 руб. за 0.5 л
На верхней полке представляют более дорогой коньяк – пять звёзд или четыре звезды за 1000 – 1500 руб. за 0.5 л: «Саргис», «Арарат», «Ной Араспел», «Российский».
Более дорогая продукция – коньяк выдержанный или выдержанный высокого качества должен быть представлен в закрытой витрине. Цена за бутылку, объемом 0.5 л от 1500 до 5000 руб. – «Гранд Саргис», «Домбай», «Царь Тигран», «Град Петров», «Севан», «Старый Город».
Ассортимент коньяка для супермаркета
В супермаркете есть возможность отвести коньяку отдельную категорию, не смешивать с другими крепкими напитками, чтобы потребитель мог сделать свой выбор, опираясь на широкий ассортимент. Также, для коньяка можно выделить дополнительное место продажи, где расположить товар по специальной цене или ограниченному предложению. Отдельно стоящие секции привлекут внимание покупателя.
Выкладывать коньяк необходимо лицом к потребителю. Помимо того, что выкладка происходит по брендам, напиток принято располагать сверху вниз в порядке убывания цены – внизу товар по наименьшей цене. Обязательно наличие известных марок. Потребитель чувствует уверенность в выборе, когда на полке есть знакомые бренды. Его выбор может остановиться на новом для него коньяке, более подходящему по цене, но, если на полках не будет известных марок, то большая вероятность, что покупатель отдаст предпочтение другому напитку.
Более дорогие виды продукции объединяют в стеклянные стеллажи – коньяк категорий Коньяк Старый: «Арарат Наири», «Гранд Саргис», «Ной классик», «Кизляр», «Град Петров». Стоимость 0.5 л от 2 000 руб. и французские виды коньяка «Мартел», Рэйми Мартин», «Хеннесси» и другие.
Островные стеллажи также можно использовать для привлечения внимания и располагать на них товар по акции специальным предложением, подарочные наборы.
В супермаркете следует представить коньяк как одинарный – трёх, четырёх, пяти звёздочный от 600 руб. за 0.5 л, так и марочный от 1 500 руб. за 0.5л.
Наличие разнообразных брендов отечественных и иностранных производителей и широкий диапазон цены позволит потребителю найти подходящий вариант.
Ассортимент и выкладка коньяка специализированного алкогольного магазина
В специализированных магазинах коньяку следует выделить определённую секцию, поблизости с виски и другими сортами бренди.
Отечественные и французские виды коньяка по возможности разделяют, помещая продукцию на разных стеллажах.
Для коллекционных и коньяков X.O., стоимостью более 10.000 руб. отводят отдельную зону, это может быть стеклянный, хромированный или другие стилизованные стеллажи, которые нередко располагаются в элитном отделе, вблизи ресепшен магазина – «Гранд Петров», «Hine», «Frapin», «Remy Martin», «Hennesssy», «Godet», «Camus».
Для представления известных брендов по выгодной цене используются островные стеллажи округлой или прямоугольной формы, здесь же можно расположить товары, участвующие в акции.
Ценовая категория ароматного напитка в специализированном магазине от 500 рублей за 0.5л. Можно найти, как трёх звёздочный, четырёх звёздочный коньяк, так и элитные виды коньяка, которые в обычном магазине и супермаркете представлены редко.
Рынок коньяка, несмотря на сложность технологии производства, тщательный контроль и высокую конкуренцию расширяется непрерывно, и количество новых производителей растёт с каждым годом.
Необходимо постоянно отслеживать новых представителей, мониторить спрос с целью исключения товара, сложного в реализации, заменяя его на более выгодные позиции.
Спрос на коньяк определяется в первую очередь платежеспособностью потребителя, поэтому необходимо уделить время оценке и анализу района, в котором Вы предполагаете реализовывать продукт.
Принимая во внимание приведенные в статье советы для успешного представления ассортимента, наблюдая за поведением потребителей и выявление их потребностей, Вам удастся повысить уровень продаж и стабилизировать спрос на коньяк в своем магазине.