Международная и российская классификация чая не совсем идентичны. Запутаться в многообразии, предлагаемом на рынок производителями напитка просто. Попробуем разобраться в хитросплетениях классификации чаев и правил их представления покупателю.
Виды и сорта напитка
Чай классифицируется по нескольким параметрам. По качественным показателям в международном сообществе выделяют сорта: Букет, Высший, I, II, III. Чай производят:
- пакетированным (плиточным, кирпичным) или рассыпным;
- листовым (байховым черным и байховым зеленым), прессованным (содержащим листья вместе с побегами), в виде гранул (по ГОСТу 32573 – 2013);
- отдельно выделяют низкосортные чаи (высевки и чайная крошка).
Кроме описанного деления, согласно технического регламента, выделяют продукт:
- чистый;
- с добавками;
- чистый растворимый;
- растворимый с добавками;
- жидкий чистый концентрат;
- жидкий концентрат+добавки.
- jтдельно выделяют фруктовые чаи.
По степени ферментации выделяют:
- Ферментированные чаи с окислением листа до 45% (черный чай).
- Среднеферментированные чаи с окислением листа от 12 до 30% (желтый чай и красный).
- Неферментированные с окислением листа до 12% (зеленые, а также белые чаи).
По цвету чая выделяют следующие категории:
- Черный чай, самый раскупаемый и популярный. Это полностью ферментированные чаи. Особо ценным и популярным считается Пу-эр.
- Красный вид чая имеет приятный запах и окрашивает воду при заваривании в яркий алый цвет. Этот чай содержит небольшую примесь ароматных эфирных масел. Красный чай называют красный дракон или улунг (оолонг).
- Желтый вариант чая получают из нежных чайных почек или типсов. Он светло-желтый, янтарный с нежным вкусом и ароматом. Раньше такие чаи употребляла только Императорская семья и высшие чиновники Китая.
- Белый чай считается редким и дорогим, его тоже получают исключительно из типсов. Такой чай практически не имеет цвета, аромат нежный, едва ощутимый. При приготовлении его завяливают, скручивают и на этом обработка чая заканчивается.
- Зеленый чай - это светлый напиток от светло-янтарного цвета до оттенка темного янтаря. Зеленый чай терпкий и ароматный.
Экстрагированные чаи выпускают в виде жидкого экстракта и в сухом виде (быстрорастворимые). Чай выпускают:
- без ароматизаторов;
- ароматизированным натуральными маслами (жасмин, бергамот, роза, гвоздика, могут использоваться и другие аромамасла для ароматизации напитка);
- ароматизированным веществами "идентичными натуральным" (искусственными).
По географическому признаку выделяют импортные чаи (произведенный в Китае, грузинский, чай, произрастающий на Цейлоне) и отечественные (краснодарский).
В международных кругах классификация иначе подразделяет чайную продукцию.
Цельные чаи высокого качества |
Ломанные среднесортные чаи |
Чаи низкого сорта |
P - крупный слабо скрученный лист |
Эта категория классифицируется так же, как и предыдущая, только с добавлением приписки Broken (сломанный) |
S - грубоватый чай, содержащий мало кофеина и больше обычного дубильных веществ |
OP - крупные листья чая, хорошо скрученные |
F - мелкодисперсный чай |
|
FOP - высококачественный чай из нежного чайного листа, появляющегося сразу после почки, хорошо скручен, содержит типсы |
D - чайная крошка, образуется при сортировке чая, очень низкий сорт |
|
GFOP - от предыдущего отличается наличием большего количества типсов |
CTC - гранулированный чай. используют 1-5 листки, измельчают через специальную машинку |
|
TGFOP - чай почти полностью состоящий из типсов |
Растворимый вариант напитка, сделанный из дегидратированного заваренного чая |
|
FTGFOP - чай, состоящий из типсов, отличается утонченным вкусом и нежным ароматом |
||
SFTGFOP - чай с утонченным ароматом и приятным, нежным вкусом, очень дорогой |
По весу и размеру упаковки тоже можно делить продукцию. Чаще всего весовой чай встречается в упаковках 100 г, 200 г, реже по 1, 3, 5 кг. Пакетированный чай выпускают по 25 пакетиков, 50 и 100 пакетиков.
Анализ рынка и правила выбора ассортимента чайной продукции
Порядка 80% российского рынка занято 5 компаниями.
Каждая компания представляет различные виды (как минимум черный и зеленый) и сорта чая. Анализ показывает, что чаще всего потребители останавливают выбор на стограммовых пачках чая.
Согласно исследованиям, покупатели приобретают 1-2 пачки чая в месяц (см. диаграмму ниже).
Выбирая ассортимент, который вы хотите положить на полки можно использовать 3 метода:
- исходя из затрат;
- ориентируясь на потребителя (спрос);
- на товар, предлагаемый конкурентами.
Самый перспективный второй способ, самый распространенный третий.
Интересно, что покупатели подозрительно относятся к низкой цене чая, ассоциируя ее с низким качеством продукции.
Анализ показывает следующую реакцию покупателей со средним достатком на цену чайной продукции:
Производители и бренды чаев
На сегодняшний день отмечаются следующие тенденции:
- рост популярности травяных чаев и ароматизированных напитков;
- переход покупателей от категории LOW к категории MODERATE, это обосновано тем, что ценовое различие незначительно, а выбор гораздо богаче.
Следующая таблица отражает производителей и марки чая по ценовым сегментам. Она поможет вам определиться с наполнением ваших прилавков в зависимости от того, кто планируется вашими основными потребителями - люди с небольшими, средними или высокими доходами. Для потребителей с низкими доходами свойственно приобретение приобретение товара низкой стоимости, средними доходами - средней стоимости, с высокими доходами - высокой и премиальной стоимости.
Компания |
Сегмент рынка по цене/торговая марка чая |
Дополнительные сведения |
||
Низкая стоимость (LOW) |
Средняя стоимость (MODERATE) |
Высокая стоимость (HIGH) и (PREMIUM) |
||
Орими Трейд |
Серия Принцесс (Ява, Нури, Гита и Канди) |
Тесс |
Гринфилд (шесть сортов черного чая и три - зеленого) |
Лидер Российского рынка |
Юнилевер Русь |
Беседа |
Брук Бонд |
Липтон |
Продается в 150 странах мира |
Майский чай, |
Лисма |
Майский чай |
Куртис анд Патридж |
Российский знак-2011 |
Akbar Brothers, |
Акбар и Акбар Gold |
Крупная компания, реализует от сотни наименований продукции |
||
Ристон |
Ристон |
Премиум-бренд |
||
Ахмад |
Ахмад |
Ахмад/Ahmad (эксклюзивная коллекция, фруктовые нпитки, черные и зеленые чаи) |
До 2000 года Ахмад занимал 2 место на российском рынке, относится категория PREMIUM |
|
Твинингс |
Твинингс |
|||
Компания "Максимум подарков" |
ХилТоп |
Выпускается в виде подарочных наборов |
||
MJF |
Золотая чаша |
Дилмах (Dilmah) Золотой Дилмах (Золотая и серебряная коллекция, один зеленый вариант чая и семнадцать фруктовых) |
Фирма семейная, все виды чая собираются на плантациях этой компании |
|
Компания "Современные чайные технологии" |
Мэтр де Те |
Мэтр де Те |
Элитные виды чая |
Специализированные торговые предприятия и отделы реализуют продукцию на развес. В таких заведениях предлагаются покупателю качественные чаи в ценовой категории: высокая цена и товары премиум класса, реже предлагается продукция среднего класса. Крупные магазины предлагают всю ценовую и качественную палитру чайных напитков. Мелкие магазины, реализующие овощи, фрукты и бакалею предлагают покупателю товары класса LOW и MODERATE.
Выбирая ассортимент для своего магазина, учтите место его расположения, размер "кошелька" большинства потребителей, их возрастную категорию. При выборе продукта для покупателя имеет значение:
- Марка, на это ориентируется более 65% потребителей.
- Цена товара. На этот показатель ориентируется около 50% покупателей.
- Внешний вид упаковки учитывают примерно 48% людей, приобретающих чайную продукцию.
Для покупателей старшего поколения критерий цены выходит на первое место. Для покупателей с солидным достатком на первом месте будет марка чая и упаковка продукта.
Выкладка товара
Если вы уже реализовали кофе и кофейные напитки, наверняка, знакомились с рекомендациями для выкладки этого товара. Правила для представления чайной продукции покупателю те же. Если только задумались об открытии чайного магазинчика или отдела, предлагаем следующие рекомендации:
- Уровень продаж зависит от места расположения продукции. Примерно 40% продаж приходится на товар, разложенный на уровне глаз покупателя. На этом уровне рекомендуется выставлять чаи средние по цене в самой ходовой упаковке, действуя по правилу "самому продаваемому чаю - лучшее место".
- Чай рекомендуется выкладывать по ценовой категории и производителю. По правилу "товар к товару", "цена к цене".
- Размещать чай лучше вертикальным методом, по производителю. Вверху ставят упаковки-коробки и упаковки-банки, внизу раскладывают дешевый товар, расфасованный в пакеты.
- Использовать метод "цветового пятна". При этом помните, что реклама должна продавать продукцию, а не затенять ее. Это значит, что для увеличения продаж чай выставляется на фоне рекламной продукции производителя, привлекая яркими красками взгляд покупателя.
- На верхних полках размещают сопутствующие товары (чашки и чайники) или дорогой продукт, новые ароматизированные сорта.
Чай должен располагаться в отделе бакалеи между кофе, какао-напитками, табачными изделиями и сладостями. Если вы обустраиваете специализированный магазин или отдел с реализацией товара на развес у вас должны быть весы, лопаточка для рассыпания чая. Сам продукт нужно хранить в герметичной таре (специальные банки и коробки), чтобы не утратить аромат и вкус напитка. Еще вам потребуется бумажные или бумажно-фальгированные пакеты для реализации майной продукции.
Ассортимент чая для небольшого магазина: марки и сорта
Конкретные рекомендации при открытии магазина можно сформировать только с учетом региона, места открытия, после анализа приоритетов потребителей и конкурентов. Примерный ассортимент может выглядеть так, как указано ниже по тексту. При этом, если вы понимаете, что какой-то из чаев у вас "не пошел", нужно как можно скорее заменить его на другую марку.
Ассортимент продуктового киоска
Ассортимент киоска не может быть большим из-за слишком малых размеров помещения. В основном, это пакетированные чаи недорогих брендов и в основном это черные и зеленые чаи:
- Одна из Принцесс (Гита, Нури), пакетированный, рассыпной, черный
- Лисма (листовой, пакетированный) - черный, зеленый
- Беседа (пакетики) - черный
- Ахмад или Ристон (пакетированный, рассыпной) - черный, зеленый
Ассортимент магазина формата "У дома"
Такой магазин позволяет держать более разнообразный ассортимент, при этом, скорее всего ценовой диапазон, в котором надо предлагать товар потребителю остается либо средний, либо низкий. Примерный ассортимент чая в магазине формата "У дома" может быть следующим:
- Гринфилд в разовых пакетиках (чёрный и зелёный) и листовой
- Ахмад в разовых пакетиках и листовой (чёрный и зелёный)
- Липтон (пактеированный) - чёрный;
- Акбар (пакетированный) - чёрный
- Чай растворимый фруктовый
- Каркаде (пакетированный и рассыпной)
- Одна из Принцесс (Гита, Нури, Ява) - черный и зеленый
- Майский чай рассыпной - черный.
Не закупайте большой объем продукции. Достаточно минимальной упаковки, отгружаемой поставщиком. Это позволит быстро замерить ассортимент продукции, если какой-то товар "не пошел". И снизит потери.