Формирование ассортимента и выкладка чая в различных магазинах

Международная и российская классификация чая не совсем идентичны. Запутаться в многообразии, предлагаемом на рынок производителями напитка просто. Попробуем разобраться в хитросплетениях классификации чаев и правил их представления покупателю.

Виды и сорта напитка

Чай классифицируется по нескольким параметрам. По качественным показателям в международном сообществе выделяют сорта: Букет, Высший, I, II, III. Чай производят:

  • пакетированным (плиточным, кирпичным) или рассыпным;
  • листовым (байховым черным и байховым зеленым), прессованным (содержащим листья вместе с побегами), в виде гранул (по ГОСТу 32573 – 2013);
  • отдельно выделяют низкосортные чаи (высевки и чайная крошка).

Кроме описанного деления, согласно технического регламента, выделяют продукт:

  • чистый;
  • с добавками;
  • чистый растворимый;
  • растворимый с добавками;
  • жидкий чистый концентрат;
  • жидкий концентрат+добавки.
  • jтдельно выделяют фруктовые чаи.

По степени ферментации выделяют:

  1. Ферментированные чаи с окислением листа до 45% (черный чай).
  2. Среднеферментированные чаи с окислением листа от 12 до 30% (желтый чай и красный).
  3. Неферментированные с окислением листа до 12% (зеленые, а также белые чаи).

По цвету чая выделяют следующие категории:

  • Черный чай, самый раскупаемый и популярный. Это полностью ферментированные чаи. Особо ценным и популярным считается Пу-эр.
  • Красный вид чая имеет приятный запах и окрашивает воду при заваривании в яркий алый цвет. Этот чай содержит небольшую примесь ароматных эфирных масел. Красный чай называют красный дракон или улунг (оолонг).
  • Желтый вариант чая получают из нежных чайных почек или типсов. Он светло-желтый, янтарный с нежным вкусом и ароматом. Раньше такие чаи употребляла только Императорская семья и высшие чиновники Китая.
  • Белый чай считается редким и дорогим, его тоже получают исключительно из типсов. Такой чай практически не имеет цвета, аромат нежный, едва ощутимый. При приготовлении его завяливают, скручивают и на этом обработка чая заканчивается.
  • Зеленый чай - это светлый напиток от светло-янтарного цвета до оттенка темного янтаря. Зеленый чай терпкий и ароматный.

Экстрагированные чаи выпускают в виде жидкого экстракта и в сухом виде (быстрорастворимые). Чай выпускают:

  • без ароматизаторов;
  • ароматизированным натуральными маслами (жасмин, бергамот, роза, гвоздика, могут использоваться и другие аромамасла для ароматизации напитка);
  • ароматизированным веществами "идентичными натуральным" (искусственными).

По географическому признаку выделяют импортные чаи (произведенный в Китае, грузинский, чай, произрастающий на Цейлоне) и отечественные (краснодарский).

В международных кругах классификация иначе подразделяет чайную продукцию.

Цельные чаи высокого качества

Ломанные среднесортные чаи

Чаи низкого сорта

P - крупный слабо скрученный лист

Эта категория классифицируется так же, как и предыдущая, только с добавлением приписки Broken (сломанный)

S - грубоватый чай, содержащий мало кофеина и больше обычного дубильных веществ

OP - крупные листья чая, хорошо скрученные

F - мелкодисперсный чай

FOP - высококачественный чай из нежного чайного листа, появляющегося сразу после почки, хорошо скручен, содержит типсы

D - чайная крошка, образуется при сортировке чая, очень низкий сорт

GFOP - от предыдущего отличается наличием большего количества типсов

CTC - гранулированный чай. используют 1-5 листки, измельчают через специальную машинку

TGFOP - чай почти полностью состоящий из типсов

Растворимый вариант напитка, сделанный из дегидратированного заваренного чая

FTGFOP - чай, состоящий из типсов, отличается утонченным вкусом и нежным ароматом

SFTGFOP - чай с утонченным ароматом и приятным, нежным вкусом, очень дорогой

По весу и размеру упаковки тоже можно делить продукцию. Чаще всего весовой чай встречается в упаковках 100 г, 200 г, реже по 1, 3, 5 кг. Пакетированный чай выпускают по 25 пакетиков, 50 и 100 пакетиков.

Анализ рынка и правила выбора ассортимента чайной продукции

Порядка 80% российского рынка занято 5 компаниями.

Каждая компания представляет различные виды (как минимум черный и зеленый) и сорта чая. Анализ показывает, что чаще всего потребители останавливают выбор на стограммовых пачках чая.

Согласно исследованиям, покупатели приобретают 1-2 пачки чая в месяц (см. диаграмму ниже).

Выбирая ассортимент, который вы хотите положить на полки можно использовать 3 метода:

  • исходя из затрат;
  • ориентируясь на потребителя (спрос);
  • на товар, предлагаемый конкурентами.

Самый перспективный второй способ, самый распространенный третий.

Интересно, что покупатели подозрительно относятся к низкой цене чая, ассоциируя ее с низким качеством продукции.

Анализ показывает следующую реакцию покупателей со средним достатком на цену чайной продукции:

Производители и бренды чаев

На сегодняшний день отмечаются следующие тенденции:

  • рост популярности травяных чаев и ароматизированных напитков;
  • переход покупателей от категории LOW к категории MODERATE, это обосновано тем, что ценовое различие незначительно, а выбор гораздо богаче.

Следующая таблица отражает производителей и марки чая по ценовым сегментам. Она поможет вам определиться с наполнением ваших прилавков в зависимости от того, кто планируется вашими основными потребителями - люди с небольшими, средними или высокими доходами. Для потребителей с низкими доходами свойственно приобретение приобретение товара низкой стоимости, средними доходами - средней стоимости, с высокими доходами - высокой и премиальной стоимости. 

Компания

Сегмент рынка по цене/торговая марка чая

Дополнительные сведения

Низкая стоимость (LOW)

Средняя стоимость (MODERATE)

Высокая стоимость (HIGH) и (PREMIUM)

Орими Трейд

Серия Принцесс (Ява, Нури, Гита и Канди)

Тесс

Гринфилд (шесть сортов черного чая и три - зеленого)

Лидер Российского рынка

Юнилевер Русь

Беседа

Брук Бонд

Липтон

Продается в 150 странах мира

Майский чай,

Лисма

Майский чай

Куртис анд Патридж

Российский знак-2011

Akbar Brothers,

Акбар и Акбар Gold

Крупная компания, реализует от сотни наименований продукции

Ристон

Ристон

Премиум-бренд

Ахмад

Ахмад

Ахмад/Ahmad (эксклюзивная коллекция, фруктовые нпитки, черные и зеленые чаи)

До 2000 года Ахмад занимал 2 место на российском рынке, относится категория PREMIUM

Твинингс

Твинингс

Компания "Максимум подарков"

ХилТоп

Выпускается в виде подарочных наборов

MJF

Золотая чаша

Дилмах (Dilmah)

Золотой Дилмах (Золотая и серебряная коллекция, один зеленый вариант чая и семнадцать фруктовых)

Фирма семейная, все виды чая собираются на плантациях этой компании

Компания "Современные чайные технологии"

Мэтр де Те

Мэтр де Те

Элитные виды чая

Специализированные торговые предприятия и отделы реализуют продукцию на развес. В таких заведениях предлагаются покупателю качественные чаи в ценовой категории: высокая цена и товары премиум класса, реже предлагается продукция среднего класса. Крупные магазины предлагают всю ценовую и качественную палитру чайных напитков. Мелкие магазины, реализующие овощи, фрукты и бакалею предлагают покупателю товары класса LOW и MODERATE.

Выбирая ассортимент для своего магазина, учтите место его расположения, размер "кошелька" большинства потребителей, их возрастную категорию. При выборе продукта для покупателя имеет значение:

  1. Марка, на это ориентируется более 65% потребителей.
  2. Цена товара. На этот показатель ориентируется около 50% покупателей.
  3. Внешний вид упаковки учитывают примерно 48% людей, приобретающих чайную продукцию.

Для покупателей старшего поколения критерий цены выходит на первое место. Для покупателей с солидным достатком на первом месте будет марка чая и упаковка продукта.

Выкладка товара

Если вы уже реализовали кофе и кофейные напитки, наверняка, знакомились с рекомендациями для выкладки этого товара. Правила для представления чайной продукции покупателю те же. Если только задумались об открытии чайного магазинчика или отдела, предлагаем следующие рекомендации:

  1. Уровень продаж зависит от места расположения продукции. Примерно 40% продаж приходится на товар, разложенный на уровне глаз покупателя. На этом уровне рекомендуется выставлять чаи средние по цене в самой ходовой упаковке, действуя по правилу "самому продаваемому чаю - лучшее место".
  2. Чай рекомендуется выкладывать по ценовой категории и производителю. По правилу "товар к товару", "цена к цене".
  3. Размещать чай лучше вертикальным методом, по производителю. Вверху ставят упаковки-коробки и упаковки-банки, внизу раскладывают дешевый товар, расфасованный в пакеты.
  4. Использовать метод "цветового пятна". При этом помните, что реклама должна продавать продукцию, а не затенять ее. Это значит, что для увеличения продаж чай выставляется на фоне рекламной продукции производителя, привлекая яркими красками взгляд покупателя.
  5. На верхних полках размещают сопутствующие товары (чашки и чайники) или дорогой продукт, новые ароматизированные сорта.

Чай должен располагаться в отделе бакалеи между кофе, какао-напитками, табачными изделиями и сладостями. Если вы обустраиваете специализированный магазин или отдел с реализацией товара на развес у вас должны быть весы, лопаточка для рассыпания чая. Сам продукт нужно хранить в герметичной таре (специальные банки и коробки), чтобы не утратить аромат и вкус напитка. Еще вам потребуется бумажные или бумажно-фальгированные пакеты для реализации майной продукции.

Ассортимент чая для небольшого магазина: марки и сорта

Конкретные рекомендации при открытии магазина можно сформировать только с учетом региона, места открытия, после анализа приоритетов потребителей и конкурентов. Примерный ассортимент может выглядеть так, как указано ниже по тексту. При этом, если вы понимаете, что какой-то из чаев у вас "не пошел", нужно как можно скорее заменить его на другую марку.

Ассортимент продуктового киоска

Ассортимент киоска не может быть большим из-за слишком малых размеров помещения. В основном, это пакетированные чаи недорогих брендов и в основном это черные и зеленые чаи:

  • Одна из Принцесс (Гита, Нури), пакетированный, рассыпной, черный
  • Лисма (листовой, пакетированный) - черный, зеленый
  • Беседа (пакетики) - черный
  • Ахмад или Ристон (пакетированный, рассыпной) - черный, зеленый

Ассортимент магазина формата "У дома"

Такой магазин позволяет держать более разнообразный ассортимент, при этом, скорее всего ценовой диапазон, в котором надо предлагать товар потребителю остается либо средний, либо низкий. Примерный ассортимент чая в магазине формата "У дома" может быть следующим:

  • Гринфилд в разовых пакетиках (чёрный и зелёный) и листовой
  • Ахмад в разовых пакетиках и листовой (чёрный и зелёный)
  • Липтон (пактеированный) - чёрный;
  • Акбар (пакетированный) - чёрный
  • Чай растворимый фруктовый
  • Каркаде (пакетированный и рассыпной)
  • Одна из Принцесс (Гита, Нури, Ява) - черный и зеленый
  • Майский чай рассыпной - черный.

Не закупайте большой объем продукции. Достаточно минимальной упаковки, отгружаемой поставщиком. Это позволит быстро замерить ассортимент продукции, если какой-то товар "не пошел". И снизит потери.

Комментарии:

Авторизуйтесь если вы уже зарегистрированы