Мясные консервы - это продукт готовый к употреблению сразу после вскрытия герметичной упаковки. Под этим видом продукции подразумевается пища, полученная из мяса животных и птицы, субпродуктов, жира и ароматных трав, подвергнутся стерилизации при высоких температурах.
На сегодня этот сегмент рынка находится в относительной стабильности. Но внутри самого сегмента происходят постоянные изменения. Перспективным считается сегмент реализации детских консервов из мясопродуктов и продукции из соевого мяса.
Вида консервов
Видов консервированного мяса немало. Продукцию делят по нескольким признакам. В первую очередь, по виду используемого для ее производства сырья. Это консервы:
- из мяса животных, предназначенных к убою;
- из мяса птицы;
- из субпродуктов и жира;
- из мяса растительного происхождения (соевые);
- в смеси с овощами или кашами.
Готовятся консервы тоже по-разному. На рынке предлагаются консервы:
- в собственном соку или в соусе (желированном, томатном);
- с предварительным посолом и без;
- с бланшировкой и без;
- в виде паштета;
- фаршевые, мелкокусковые и в крупных кусках.
Потребительский интерес в этом сегменте разделен примерно следующим образом:
При рассмотрении этой диаграммы стоит учесть национальные предпочтения населения. Если говядина и птица употребляются повсеместно, то против конины или баранины у покупателей могут быть предубеждения. Некоторые категории населения не включают в рацион свинину.
Также, рассматривая диаграмму, учтите, что в вашем регионе распределение покупательских предпочтений может быть иным.
По интенсивности тепловой обработки выделяют:
- пастеризованные консервы (обрабатываемые при температуре до 100оС);
- стерилизованные консервы (обрабатываемые при температуре от 100оС).
Важным моментом является упаковка консервов. Производят продукцию:
- в металле (жестяных банках или алюминиевой упаковке);
- в стекле;
- с использованием полимерных материалов (ламистер).
Продукцию премиум-класса производители предпочитают укупоривать в стекленную тару. С другой стороны, упаковка из ламистера удобна тем, что позволяет предлагать товар, легко вскрываемый без инструментов и в минимальном весе, практически порционно.
По назначению консервы делят:
- обеденные;
- спецназначения;
- детские;
- деликатесные.
При решении расширить ассортимент магазина консервированным мясом учтите колебания потребления это продукции. Например, пик реализации приходится на 2009 год, следующие 2 года был заметный спад потребления. Следующие темпы роста потребления этой продукции были отмечены в 2013 году. Предлагать или не предлагать подобную продукцию в собственном магазине зависит от его размеров, места расположения, региона. Эти моменты серьезно влияют на потребительский спрос.
Анализ рынка мясных консервов
Сегодня крупными игроками на рынке мясо-консервной продукции считают:
- Йошкар-Олинский мясокомбинат;
- Ова;
- Орелпродукт;
- завод Дейма;
- Гипар;
- БРТ;
- Елинский пищевой комбинат;
- Орский мясокомбинат;
- Каменский райпищекомбинат;
- завод Балтпроммясо;
- Микоян;
- Лыткаринский МПЗ (ТМ РУЗКОМ, Вотчина);
- Мясомолпрод.
Среди импортеров выделяют «Хаме Фудс» (17%) и Alföldi-Hús ZRt. Среди отечественных производителей мясо-консервной продукции, предназначенной для детского питания, лидерами считают:
- Старорусский мясной двор;
- Тихорецкий мясокомбинат.
Лучшими считаются: Орский мясокомбинат, компания Барс, ОВА, БРТ, Каменский райпищекомбинат.
Территориально производство мясных консервов указано на диаграмме ниже.
Покупатель при выборе продукции ориентируется на 2-3 критерия:
- стоимость товара;
- торговая марка (производитель);
- упаковка;
- дата изготовления;
- наличие вкусовых добавок, ароматизаторов, консервантов, специй.
Основными критериями на сегодня остаются стоимость продукции и торговая марка.
Упаковка находится на 3 месте, но это довольно значимый критерий. На сегодня потребители предпочитают покупать:
Заполняя прилавок своего магазина консервированной мясопродукцией нужно учесть покупательские предпочтения по объему упаковки консервов.
Консервы массой 250 грамм удобны потребителям:
- туристам;
- студентам;
- небольшим семьям.
Такая порция хороша для разового употребления, удобна в турпоходах и для работающей или учащейся молодежи от 18 до 30 лет, не обремененной семьей. Обычно у них мало времени на приготовление пищи и консервированная продукция решает проблему.
Покупка мясных консервов связана с несколькими моментами:
- высоким ритмом жизни;
- недостаточно высоким доходом для приобретения колбас высокого качества и вяленого мяса;
- активным отдыхом и турпоходами;
- вкусовыми предпочтениями;
- наличие поблизости от магазина строящихся объектов.
Консервы часто закупают строительные организации, обеспечивающие рабочих питанием.
Что выложить на прилавок
Употребляют мясные консервы не все покупатели, хотя и большинство.
При определении объема закупок нужно учитывать:
- покупательскую способность;
- предпочтение покупателей по торговой марке;
- стоимость продукции;
- объем тары;
- сезонность.
Согласно экспертному мнению маркетологов объем продаж консервированного мяса возрастает на 20% в летний период.
Посмотрим на частоту закупок мясоконсервированной продукции.
Это усредненные данные. В некоторых данных покупатели приобретают мясные консервы от случая к случаю в 60% случаев, а раз в неделю всего 10% потребителей.
Предпочтение покупателей тех или иных торговых марок зависит от региона. Примерно предпочтения распределяются следующим образом:
Компания |
Сегменты рынка по цене/торговая марка |
|||
Низкая стоимость (LOW) |
Средняя стоимость (MODERATE) |
Высокая стоимость (HIGH) и PREMIUM |
Дополнительная информация |
|
Калининградский Тарный Комбинат марка "Сохраним традиции" |
+ | |||
МПК Селятино (Госрезерв) |
+ |
Говядина, в/с, 325 грамм |
||
Оршанский мясоконсервный комбинат |
+ |
Говядина I сорт 325-500 грамм, металл |
||
Елинский пищевой комбинат |
металл |
стекло |
Говядина, свинина, в/с, 3338-525 грамм, металл, 500 грамм стекло |
|
Лыткаринский мясокомбинат, ТМ "Мясушко", "Деревенская" |
+ |
Птица, говядина, свинина 325 грамм, металл |
||
Балтийский эталон ТМ "Охота", "Хохлома" |
+ |
Свинина, говядина, ветчина, мясо кур, мясо индеек, а также деликатесный сегмент (кролик, утка, лось, кабан, олень), в/с |
||
Балтийский эталон |
+ |
Гречка+говядина, плов с говядиной, 290 грамм металл |
||
МКК Балтийский (ТМ Орел, Самсон) |
+ |
Говядина, свинина, свинина-говядина, 325 грамм, металл, кусковые |
||
Говядина тушеная |
+ |
В фольге, 325 грамм |
||
Йошкар-Олинский мясокомбинат |
+ |
Свинина, говядина, металл, 325 грамм |
||
Говядина тушеная Золотой резерв Барс |
+ |
в/с ж/б с кольцом 325 грамм |
||
Говядинатушеная Русский Изыскъ |
+ |
в/с, 325 грамм, металл |
||
Говядина Березовский МК |
+ |
в/с, 338 грамм, металл |
||
Говядина тушеная |
+ |
в/с, фольга, 325 грамм |
||
Птица |
+ |
Стекло, мясо кусковое |
Правила раскладки консервов
Мясные консервы в металлической упаковке могут раскладываться несколькими способами:
- колонной;
- пирамидой (горкой);
- банка на банку;
- полукругом (веером);
- креативная выкладка (тематические фигуры).
Это называется декоративная выкладка. Такой вариант используется:
- при торговле через прилавок ;
- и для выкладки товара на большой паллете (островной способ), при показе товара определенного производителя.
Выкладывается товар на пристенную полку либо неохлаждаемый прилавок. Банка на банку устанавливается в отделах самообслуживания. Считается, что покупателей притягивает:
- массовая выкладка товара;
- свободная выкладка, создающая представление, что часть товара продана.
Выкладывается товар на пристенное либо островное оборудование:
- Средние полки должен занимать самый раскупаемый товар, дешевый товар выставляют на нижних полках. Премиум-консервы (с малой оборачиваемостью и высокой ценой) располагаются на верхних полках. Там же можно выставить новый товар.
- В магазинах самообслуживания дешевый товар выкладывают ближе к выходу, формируя у покупателя благоприятное впечатление о магазине, дальше покупатели меньше акцентируют внимание на стоимости продукции.
- Консервы должны располагаться "лицом" к покупателю, сегодня производители прилагают усилия, чтобы товар выглядел презентабельно, печатают яркие этикетки. Такой товар прекрасно рекламирует сам себя.
- При представлении продукцию покупателю не принято "разрывать производителя и торговую марку".
- Выкладка проводится в следующем порядке: закусочные в соусе, натуральные кусковые, натуральные мелкокусковые, паштеты.
- Консервы с истекающим сроком годности должны стоять ближе к покупателю.
Товар в магазинах самообслуживания выставляется горизонтальными рядами. Правила "пятна цвета" актуально и для этой продукции.
Что поставить на прилавок?
Гипермаркеты представляют весь ценовой ассортимент продукции, товар в стекле, металле, фольге. В таких магазинах можно найти распространенные консервы (свинина, говядина, курица) и редкие типы (оленину, конину, утятину и другие).
Супермаркеты выставляют к продаже самые раскупаемые торговые марки в разном ценовом диапазоне. Обычно ограничиваясь традиционными консервами.
"Магазин у дома" может предложить покупателю несколько видов консервов, учитывая сезонность и контингент покупателей. Предлагать стоит средние по качеству и цене товары. Самые раскупаемые торговые марки:
- Орский мясокомбинат;
- Микоян;
- Главпродукт;
- Любимый дом;
- тушенка Елинского комбината.
Причем первые три марки оцениваются потребителями в основном положительно, последние две - оцениваются покупателями 50/50.