Творожная продукция сегодня пользуется популярностью у разных слоев населения. Но конкретные предпочтения покупателей очень разные и зависят от целого ряда факторов, о которых мы и поговорим.
Анализ рынка
Ассортимент таких товаров, предлагаемых магазинами потребителю, разнообразен и включает:
- творожные сырки (неглазированные и глазированные);
- торт-творожник;
- творог и масса творожная с разной массовой долей жира;
- козинаки из творога;
- массы творожные и творожный продукт с сухофруктами;
- пудинги из творога.
Группа "творог и творожная масса" разделена сегодня на сегменты: зернистый творог, мягкий творог (с добавлением сухофруктов, джемов, ягод) и творожная масса с сухофруктами.
Сырки выпускают в чистом виде, залитые шоколадом и с наполнителями (фруктовыми, орехами, печеньем, кокосом, молоком сгущенным, шоколадом, семечками и хлопьями овсяными). Самая популярная продукция - это залитые шоколадом (глазированные) сырки с наполнителем и без.
Предприятия, которые производят такой товар на рынке России, делят на 2 категории:
- крупные бренды, распространяющие товар федеральном уровне;
- региональные торговые марки.
В стране выпускают около 47 разновидностей творожной продукции, из них 30 наименований приходится на массу из творога и сырок сладкий. Фасуют такую продукцию в количестве:
- 50 г;
- 100 г;
- 250 г;
- 500 г и более.
Объемная фасовка представлена широкогорлыми флягами, пластиковыми ведерками и бидонами. До полукилограмма изделия упаковывают в пергамент, каптированную фольгу и подпергаментную упаковку.
Продукцию выпускают разной степени жирности. Обезжиренным творогом считается продукт с 1,8% жирностью. К нежирным творожным изделиям относят продукцию с 2%, 3% и 3,8% жирностью. К жирным творогам относят товар с жирностью 19%, 20%, 23%. И, наконец, классикой считают товар с 4%, %%,7%, 9%, 12%, 15%, 18% жирностью.
Что нужно учитывать при выборе ассортимента творожной продукции?
Предпочтения покупателей определяются:
1. Полом потребителя.
2. Возрастом покупателей.
Предпочтения творога и сырков |
|||
Мужчины |
Женщины |
||
Возраст, лет |
Предпочтения |
Возраст, лет |
Предпочтения |
18-30 |
творожные сырки |
18-30 |
творожные сырки |
30–40 |
творог более 5 % жирности |
30–40 |
творожные массы с фруктово-ягодными наполнителями |
40–50 |
творожные массы с ягодно-фруктовыми наполнителями |
40–60 |
творог не более 5 % жирности |
50–60 лет |
обезжиренный творог |
старше 60 |
творожные глазированные сырки |
старше 60 |
творог не более 5 % жирности |
3. Индивидуальными предпочтениями.
Критерии выбора продукции покупателями базируются на разных характеристиках:
Кроме предпочтений потребителей, при формировании ассортимента надо учитывать:
Частоту закупок творожной продукции.
Еще одним важным фактором является вес творога и творожной продукции.
Исследования представлены для г. Челябинска журналом "Молодой ученый (URL https://moluch.ru/archive/50/6446/). В вашем регионе и даже районе предпочтения потребителей и критерии их выбора могут отличаться.
Анализ результатов опроса жителей г. Челябинска позволяет сделать следующий вывод:
- описываемую продукцию потребители покупают чаще всего 1-2 раз в неделю;
- упаковки, пользующиеся максимальным спросом - 100-350 г пачки.
- популярностью пользуется продукция с низким содержанием жира, высоким содержанием белка (низкокалорийная и диетическая продукция).
Это основные моменты, которые нужно учесть на момент открытия магазина. В дальнейшем анализ потребительского спроса поможет расширить и разнообразить ассортимент.
Популярные марки и бренды
Интересно, что рынок творожной продукции в части творожной массы слабо брендирован. И больше половины фасованной творожной продукции дифференцируется не по товарным маркам, а по степени жирности.
Вид творога |
Жирность |
Ценовой сегмент |
Нежирный (обезжиренный) |
до 5% |
Низший |
Крестьянский |
Ровно 5% |
Низкий |
Полужирный |
9% |
Средний |
Жирный |
23% |
Высокий |
По производителям рынок сегментирован примерно следующим образом (данные 2010-2012 года).
На заметку: самой популярной считается творожная масса с добавлением кураги и жирностью в 5%. Среди дорогих 23% творожных масс популярностью пользуется "Дмитриевская" подмосковная с курагой, изюмом или черносливом.
Иная картина открывается при исследовании сегмента глазированной продукции. Этот сегмент занят:
- молокозаводами и торговыми фирмами федерального значения;
- брендами из столицы.
Лидерами рынка творожной продукции считаются:
Наиболее популярные виды творога выделены.
На заметку: именно с этой продукции стоит начинать формирование ассортимента при открытии магазина.
Торговая марка |
Ценовые категории |
|||
Низкая |
Средняя |
Высокая |
Дополнительная информация |
|
Обезжиренный творог «Савушкин Хуторок» |
+++ |
На 60% меньше жира, чем указано в маркировке, но вкусный. |
||
Творог "Останкинское" 0,1% |
++++ |
Безопасный, без антибактериальных компонентов и консервантов, полезный. |
||
Домик в деревне 0,2% |
++++ |
Безопасный, без антибактериальных компонентов и консервантов, полезный. |
||
Чистая линия 9% |
++++ |
Без дополнительных не молочных примесей: красящих веществ, консервантов, жиров растительного происхождения. К недостаткам относят сниженное содержание кальция. |
||
Творог President 9% |
++++ |
Без дополнительных не молочных примесей: красящих веществ, консервантов, жиров растительного происхождения, с высоким содержанием Ca, но не очень вкусный |
||
Творог "Вкуснотеево" 9% |
++++ |
Без дополнительных не молочных примесей: красящих веществ, консервантов, жиров растительного происхождения, крахмала, безопасный и натуральный |
||
Творог "Останкинское" 9% |
Без дополнительных не молочных примесей: красящих веществ, консервантов, жиров растительного происхождения, крахмала, безопасный, содержит много живых кисломолочных организмов |
|||
Обезжиренный марки "Простоквашино", 0,1% |
++++ |
Не соответствует ТР ТС по Содержит молочнокислых микроорганизмов в 9 раз меньше нормы, вкус нравится покупателям |
||
Сырок творожный глазированный "Б.Ю.Александров" в молочном шоколаде |
+++ |
|||
Сырок глазированный "Волшебная книга" Ванильный, 18%, |
+++ |
|||
Сырок глазированный "Рыжий Ап" |
+++ |
Вкусный |
||
Сырок творожный глазированный Премиум с ванилью 16% тм «Вкуснотеево» |
+++ |
|||
Творобушки с ванилью 180 г (6 шт. по 30 г.) |
Интересный дизайн |
|||
Сырок творожный глазированный "Чудо" |
+++ |
Вкусный |
Правила выкладки
Есть правила общего значения, которые стоит учесть собственникам и маленьких ларьков и крупных супермаркетов. Есть частные правила, которые подходят для небольших магазинов, специализирующихся на реализации бюджетной продукции.
Правила для всех
Основные правила выкладки товара представлены на рисунке ниже:
Эти правила работают для магазинов любого формата:
- 2 пальцев или 4 см. От верхнего края стеллажной полки до товара должно быть расстояние в 4 см. Если оно больше, торговая площадь используется не рационально. Если меньше - товар не удобно брать.
- Мертвой (пустой) зоны. Этим термином обозначают левый нижний угол полок и верхнюю полку. В этих местах рекомендуют располагать товар, пользующийся наименьшим спросом и дорогой. А также продукцию в крупных упаковках.
- Вытянутой руки - одна из приоритетных зон по оборачиваемости товара, уступает только полкам, описанным в следующем пункте. Если менять положение товарных групп внутри одного стеллажа, можно стимулировать реализацию разных групп творожной продукции.
- Золотых полок. Они расположены на уровне 1,5-1,7 м от уровня пола.
- Каждому товару определенное место. Товары располагают в своей ценовой категории, не разрывая бренд.
- Логичного расположения продукта.
- Выбора позиции. Потребитель осматривает полки магазина примерно так же, как и читает: слева-направо, сверху-вниз (по диагонали). При этом выхватываются яркие цветные пятна, необычной формы упаковка. Поэтому рекомендуется справа располагать товары, нуждающиеся в стимулировании продаж. Для этих же целей используют метод цветного пятна - расположение продукции на фоне рекламы производителя.
- Лицом к потребителю или фейсинг. Единица товара, выставленная лицевой частью к покупателю (фейсинг) должна быть представлена в количестве 3-5 штук. При этом нужно учитывать, что потребитель выбирает товар не только по бренду или цене, но и по составу. Поэтому, по крайней мере, 1 единица продукции должна располагаться к покупателю составом.
- Оптимума торговой площади. Творог и другая продукция такого рода не должна занимать площадь большую, чем ее доля в прибыли (если какой-то вид творога приносит 10% прибыли, размещать товар на площади более 10% от общей территории нет смысла).
- Перекрестного "опыления". Выставлять рядом друг с другом нужно товары, дополняющие и замещающие друг друга. Например, молоко и творог, кефир и йогурты. Повышает продажи и "украшательство". Украшайте полки товаром в интересной, нестандартной упаковке, дополняющий основной ассортимент.
- Золотой середины. Товар, размещенный между популярными брендами, активнее приобретается покупателями.
В торговом зале любого магазина должно быть чисто, полки наполнены товаром. Покупателю не должны предлагаться продукты с истекшим сроком годности.
Особенности выкладки продукции в элитном магазине и супермаркете
Два основных правила, которые стоит дополнительно учесть владельцам больших магазинов у дома (универсамов) и супермаркетов:
- Правило 6 шагов. Покупателю, который только вступил на ваши площади, понадобится как минимум шесть шагов, чтобы освоиться. Его активность в этой зоне мала. При входе стоит размещать творожную продукцию по спеццене или со скидками. Это формирует позитивное мнение потребителя о магазине.
- Правило GOLD triangle. Под золотым треугольником понимают зону между входом, отделом, куда стремится потребитель, и кассой должен быть как можно шире. Это увеличивает количество времени пребывания покупателя в магазине, и увеличивает шансы на немотивированные покупки. Популярные и востребованные товары стоит размещать ближе к кассам.
- Располагают товар по мере увеличения жирности продукции (от минимальной до максимальной) по ходу движения потребителей.
На заметку: Если открываете элитный магазин, предлагает экологически чистую, но дорогую продукцию начинайте товарный ряд с выкладки элитного ассортимента с самой высокой стоимостью. Дешевый товар располагайте в конце "коридора движения" покупателей.
Особенности выкладки товара для магазинов формата у дома
Если у вас магазин небольшого размера, специализирующийся на продаже недорогой продукции, размещайте:
- наиболее приятные по стоимости продукты на торцах стеллажа;
- стоимость товара должна увеличивать по ходу потока покупателей.
Это формирует благоприятное мнение у потребителя о магазине. Кроме того, критичное отношение к цене снижается по мере продвижения покупателя.
Что положить на прилавок?
При открытии нового магазина не стоит "набирать" большой ассортимент продукции. Возьмите несколько популярных в вашем районе марок творога и сырков. И посмотрите на покупательскую способность контингента и запросы.
Молочный ларек
В ларьке, реализующем молочную продукцию, достаточно предложить покупателю 1-2 вида глазированных сырков и 3-4 вида мягкого творога и творожной массы. При этом нужно соблюдать баланс между известными брендами и местными бюджетными продуктами. Учитывайте возрастной фактор и месторасположение вашего ларька. Например, предложите покупателю: глазированные сырки "Рыжий ап", творог Даниссимо и местный бренд.
Магазин у дома
Возле дома творожки и сыры покупают и пожилые люди, и мамы с детками, и потребители среднего возраста. Поэтому нужно предлагать:
- детскую продукцию (Агуша-классик, Агуша со злаками, Тема-классик);
- недорогой творог без консервантов, ароматизаторов и красителей (Творог "Останкинское", "Майкопский) от местного или столичного производителя;
- нежирный творог средней стоимости (Домик в деревне 0,2%) и более "насыщенный продукт" Творог President 9%.
Обязательно предлагайте покупателю местные товары, которые легко подвозить 1-2 раза в день.
Товары для супермаркета
Такой магазин может позволить себе позволить себе весь ассортимент продукции, представленной в таблице ведущих производителей творожного товара. Выкладывайте товар всех ценовых категорий, учитывая запросы и потребности всех слоев населения.