Услуги риэлтора – это тот вид деятельности, который, по сути, является посредничеством. При этом многие считают, что роль риэлтора не такая уж и весомая. И по большому счету он мало что делает, но много зарабатывает. И независимо, является ли риэлтор или агентство членом какой-то гильдии или сообщества. Или же это самостоятельное лицо, будь то юридическое или физическое. В любом случае вся работа – это свести вместе контрагентов по сделке с недвижимостью. И поскольку в этом случае очень высоки человеческие факторы, то рассчитать бизнес-план крайне сложно. В то же время оценить бизнес-идею, влияние внешних факторов на деятельность риэлтора – это вполне реально.
Ведение бизнеса
Агентства недвижимости могут вести бизнес двумя способами:
- Поиск и продажа жилых и коммерческих помещений по заказам клиентов - так работают большинство агентств. Они заключают договор оказания услуг с клиентом (который позволяет риэлторуне сильно беспокоиться о том, что клиент будет сам продавать и встречаться с потенциальными покупателями).
- Приобретение на себя помещения и последующая продажа его клиенту - так работают только наиболее крупные и известные агентства недвижимости, имеющие свои достаточные финансовые ресурсы. Приобретаться могут не только небольшие и крупные квартиры (причем как на вторичном рынке так и на этапе строительства), но и даже коммерческие помещения (торговые и офисные площади, склады и прочее).
С первого взгляда кажется, что бизнес риэлтора прост. Достаточно найти клиента и дело в шляпе. На самом деле на сегодняшний день даже и это сделать достаточно трудно, в особенности небольшим компаниям. Ведь большое количество новостей о черных и серых риэлторах достаточно сильно подпортили репутацию данному бизнесу. А если у вас небольшое агентство, либо недавно созданное с нуля, то, чтобы заработать репутацию вам потребуется сильно попотеть.
Кроме этого, одной из серьезнейших проблем и опасений риэлтора является боязнь того, что его клиент договорится напрямую с покупателем или продавцом недвижимости минуя риэлтора. Вроде бы вся работа сделана, вы подобрали покупателя или нашли подходящее помещение своему клиенту. Но он вдруг пропал и на ваши звонки не отвечает, а через некоторое время выясняется, что он уже не нуждается в ваших услугах.
Что должен уметь риэлтор
Порог входжения в бизнес очень мал, поэтому начать его может любой желающий. Достаточно взять в аренду небольшой офис, поставить туда мебель и дать объявление в газету. Далее все зависит от вас. А чтобы вы смогли получить максимальную прибыль вам понядобятся следующиен знания:
- психология продаж
- азы законодательства в части купли-продажи, аренды недвижимости;
- азы финансов в части получения ипотеки;
- знание оценки недижимости и понимание основ ценообразования.
Но даже эти знания не гарантируют вам успех. Опытный риэлтор должен также иметь еще и связи с регистрационной палате и других структурах, которые позволят ему проверить недвижимость на законность, а также потенциальных покупателей или продавцов недвижимости на предмет мошенничества. А также иметь некоторые связи в банковских структрах, чтобы помочь своим клиентам быстро и недорого получить кредит на приобретение квартиры.
Благодаря данным знаниям агентство недвижимости сможет предлагать следующие услуги:
- оценка недвижимости;
- подбор и приобретение объектов недвижимости;
- помощь в получении ипотеки.
Риски разорения риэлторского агентства от экономических потрясений
Кризисные периоды, будь то экономические или политические (которые тянут за собой проблемы в экономике) напрямую отрицательным образом влияют на рынок недвижимости. И он практически замирает. Продажи, аренда, строительство и так далее, все это будет идти крайне медленными темпами. Частые срывы сделок, их продление – все эти проблемы характерны для работы риэлторского агентства в моменты спада экономики. Но в то же время, когда у населения, инвесторов проходит первый шок от финансовых проблем, потребители начинают активно вкладывать свои средства в ликвидное имущество. И вот тут-то, недвижимость является одним из приоритетных проектов. Поэтому если говорить о проблеме разорения в кризисные периоды, то нужно понимать, что она существенна только в том случае, если риэлторское агентство не в силах пережить период спада спроса.
Риск разорения конкурентами
Бизнес на посреднических услугах в сфере недвижимости очень легко воспроизводим. Он не требует больших финансовых затрат. А, значит, в условиях его доступности и возможности скопировать, риски появления и роста конкурентов высоки. Увы, одной из причин разорения риэлторов являются именно действия конкурентов. Еще один момент: работа агента по недвижимости не требует каких-то особых навыков, умений, образования или длительного опыта. По сути, все то, что делает риэлтор, может делать сам покупатель, или продавец, или арендатор и так далее. Такие элементарные вещи как: подача рекламного материала, поиск недвижимости, ее показ, рассказ о ней с положительной точки зрения можно сделать и без агента. Один из плюсов риэлторов – это база данных о недвижимости. Но и тут кроется лукавство посредников. Большая часть их базы взята самым простым образом: интернет, печатные издания, объявления и так далее. Все эти источники доступны и без агентства. В то же время стоит упомянуть, что между агентствами зачастую есть связь. Что позволяет им экономить время на поиске клиентов, в то же время расширить базу данных. По сути – это одно из немногих их преимуществ: клиенты платят агенту за экономии времени. Но платят за это большие деньги.
Риски снижения спроса
Люди – потенциальные клиенты агентов по недвижимости с каждым годом все меньше и меньше обращаются к ним за помощью. Развитие интернета позволяет контрагентам самостоятельно находить друг друга без посредников. С другой стороны, автоматизация и упрощение регистрации сделок с недвижимостью в госорганах также делает услуги риэлторов ненужными.
Нельзя сказать, что потребность в агентах отпадет на все 100%. Но в то же время для риэлторов существует вполне реальная опасность в уменьшении их количества или снижении уровня дохода. Спасательным кругом может стать расширение спектра услуг. Но тут тоже все сложно. Поскольку отсутствие знаний в юридической, строительной сферах ограничивает эту возможность. А не желание брать на себя ответственность за риски (как-то расторжение сделки, выявившиеся после покупки минусы недвижимости, срыв договоренностей) снижает доверие потенциальных клиентов.
Сезонность спроса на недвижимость тоже не очень благоприятный фактор. Зачастую в период с ноября по март или даже апрель, рынок затихает. В самых худших случаях риэлторы остаются без дохода. Анализируя бизнес-идею агентства недвижимости можно прийти к выводу, что это не очень надежный, неперспективный бизнес. Заработки тут нестабильны и с точки зрения «честности» в глазах клиентов незаслуженные.
В то же время для самого риээлтора этот бизнес минимально рискован. Он практически не требует капитальных вложений. Вести работу по поиску клиентов можно и из дому. Компьютер, выход в интернет, телефон, умение говорить с клиентом, наличие времени, пожалуй, минимальный набор того что нужно для начала работы. Для тех, кто хочет себя попробовать, но в то же время не готов рисковать собственными финансами – это удобно.