Индивидуальный предприниматель – это физ. лицо, которое может заниматься деловой деятельностью, не оформляясь как юридическое лицо. Для того, чтобы оформиться как ИП, необходимо совершить ряд действий, подробно описанных ниже.
Этап 1. Выбор способа регистрации
Чтобы зарегистрировать ИП нужно пройти процедуру регистрации в органе Федеральной налоговой службы по месту жительства. Если вы живете в одном городе, а прописаны в другом, помните, гос. регистрацию необходимо выполнять по месту фактической прописки.
Зарегистрировать ИП можно как самостоятельно, так и при помощи регистратора (отдать документы для регистрации юридической окпманией). Преимущества и недостатки обоих вариантов подробно описаны в таблице ниже.
Способ |
Стоимость |
Преимущества |
Недостатки |
Самостоятельная регистрация |
Пошлина – 800 рублей |
Возможность получить опыт прохождения подобных процедур |
Отвлекает от основной работы по созданию бизнеса Занимает более длительное время |
С услугами регистратора |
Оплата услуг регистратора – от 200 до 5 000 руб. Пошлина – 800 рублей |
Предприниматель получает возможность не участвовать в процессе регистрации Предприниматель не тратит свое время |
Отсутствие опыта прохождения подобных процедур Дополнительные траты Необходимость предоставления паспортных данных |
Если же вы решили оформлять ИП самостоятельно, вам нужно быть готовым к следующим статьям расходов:
- Оплата госпошлины – 800 руб.
- Изготовление печати (не обязательна)– от 500 до тысячи руб.
- Открытие расчетного счета – до 2 тысяч руб. (может оказаться бесплатным).
Таким образом, на открытие ИП нужно будет потратить от 2 800 до 13 000 руб.
Если вы официально не трудоустроены и состоите на учете в Центре занятости, вы можете вернуть потраченные суммы.
Этап 2. Выбор наименования
Так как ИП является физ. лицом, наименование должно включать его ФИО, к примеру, ИП Петров А. А. Впрочем, ИП может зарегистрировать товарный знак под более звучным и лаконичным названием или же использовать коммерческое обозначение.
Этап 3. Место регистрации
ИП регистрируется по месту постоянной прописки заявителя. Если таковая отсутствует, предприниматель может использовать временную регистрацию.
Этап 4. Выбор кодов ОКВЭД
В заявлении предприниматель обязательно должен указать планируемые виды деятельности. Так, их количество превышает 50, а указанные коды не обязывают предпринимателя действительно вести по ним деятельность.
Этап 5. Написание заявления
Заявление (форма Р21001) можно заполнять как вручную, так и на ПК. Любые неточности могут повлечь за собой отказ в регистрации. Заполнить заявление в электронном виде можно на сервисе Федеральной налоговой службы. Там же предприниматель может оплатить и государственную пошлину (в режиме онлайн).
Если вы решили подготовить заявление самостоятельно, внимательно ознакомьтесь со всеми требованиями, включая размер и тип шрифта.
Этап 6. Оплата государственной пошлины
Оплатить государственную пошлину можно несколькими способами:
- В онлайн режиме на сервисе Федеральной налоговой службы;
- Заполнив квитанцию вручную (необходимы реквизиты, которые можно узнать на сайте Федеральной налоговой службы или же в самом регистрирующем органе).
Если предприниматель допустил какие-либо ошибки в процессе регистрации, сумма государственной пошлины возврату не подлежит. Если ошибка была допущена не вами, 800 руб. можно вернуть через суд. Однако чаще всего предпринимателям удается повторно пройти регистрацию без оплаты новой пошлины.
Этап 7. Выбор налогового режима
ИП может выбирать одну из пяти существующих систем налогообложения. К данному выбору стоит отнестись максимально серьезно, так как он будет влиять на финансовую эффективность предприятия.
Чаще всего ИП (как, впрочем, и ООО) выбирают упрощенную систему налогобложения, которая позволяет платить налог на прибыль в размере 6% от выручки, либо 15% от суммы доходов минус расходы.
Этап 8. Проверка документации
Будущий ИП должен подготовить следующие документы:
- Заявление;
- Квитанцию об оплате пошлины;
- Копию паспорта;
- Уведомление о переходе на Упрощенную систему налогообложения (3 копии).
Если же вы не являетесь гражданином России или вовсе не имеете гражданства, помимо вышеперечисленных документов вам будет необходимо предоставить:
- Копию разрешения на пребывание или временной регистрации;
- Нотариальный перевод паспорта.
Этап 9. Подписание документации
В том случае, если предприниматель подает заявление в онлайн режиме, в подписи нет необходимости. При подаче заявления вручную, его подписывает сам заявитель.
Если же документация подается по нотариальной доверенности, заявление и копия документа, удостоверяющего личность, также должны быть заверены у нотариуса.
В прошивке документов нет необходимости.
Этап 10. Получение документов ИП
После подачи всех необходимых документов Индивидуальный Предприниматель будет зарегистрирован в течение трех дней (рабочих). Дата получения документов указывается в расписке. Всего новый ИП должен получить три документа, а именно:
- Свидетельство о регистрации Индивидуального Предпринимателя;
- Свидетельство о постановке на учет в ФНС;
- Лист записи Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.
По получению вышеперечисленной документации нужно тщательно проверить все данные. Если в документах есть ошибка, которая возникла по вине организации, вам выдадут новые документы в кратчайшие сроки.