Любые организации и все Индивидуальные Предприниматели, осуществляющие розничную продажу каких-либо товаров или услуг, в обязательном порядке должны использовать контрольно кассовые аппараты. При этом каждый из них должен быть зарегистрирован в Федеральной Налоговой Службе. Если же юр. лицо или ИП игнорируют необходимость регистрации, им грозит штраф размером от 30 до 40 тысяч руб. (при этом учредитель организации лично выплачивает 3-4 тысячи руб.)
Прежде всего, каждый предприниматель, чье предприятие или организация осуществляет розничную торговлю, должен понимать, что ККМ – это не только специальная машинка для чеков, но также аппарат, ведущий фискальный учет. Так, по сути, кассовый аппарат отвечает за регламентацию деятельности предприятия с момента его запуска.
Для того чтобы избежать ошибок и проблем с приобретением и регистрацией КММ, предпринимателю необходимо пройти несколько простых этапов и строго следовать приведенным ниже инструкциям.
Этап 1. Приобретение кассового аппарата
Прежде чем покупать ККМ, необходимо посетить ИФНС, расположенную по месту расположения предприятия, так как кассовый аппарат должен соответствовать определенным критериям. Например, он должен быть оснащен специальной электронной лентой контроля. Впрочем, это далеко не единственное требование, и именно поэтому предпринимателю или учредителю организации стоит узнать список разрешенных марок и моделей ККМ непосредственно в налоговой. Это позволит избежать ошибок, а значит, и проблем и штрафов в будущем.
Покупать кассовый аппарат лучше в ЦТО – центре, специализирующимся на обслуживании ККМ. Как правило, персонал таких организаций хорошо осведомлен обо всех требованиях к аппаратам и способен подготовить их к регистрации. Так, в подобном центре осуществляются следующие процедуры:
- Устанавливается фискальная память аппарата;
- Выдается специальная голографическая пломба;
- Подписывается договор о техническом обслуживании и запуске ККМ;
- Подготовят всю документы на аппарат.
Если же в силу каких-либо причин вы не желаете покупать аппарат в ЦТО, вы можете приобрести машину у производителя и заключить с ним договор касательно дальнейшего обслуживания. Более того, не существует никаких запретов на покупку ККМ у частных фирм или лиц, однако в этом случае вам нужно будет поставить машину на учет в центре технического обслуживания. Также следует помнить о том, что если вы решили приобрести б/у аппарат, необходимо потребовать у предыдущего владельца копию регистрационной карты с пометкой о снятии машины с учета в налоговой.
Этап 2. Подготовка необходимой документации
После покупки аппарата, нужно подготовить документы, необходимые для постановки аппарата на учет в налоговой. Их перечень включает:
- Правильно написанное заявление (образец выдается в ИФНС).
- Документы на Индивидуального Предпринимателя или юридическое лицо:
- Свидетельство ИНН и его копию;
- Основной государственный регистрационный номер и его копию;
- Документы на помещение, где будет установлен ККМ.
3. Договоры с Центром технического обслуживания:
- На обслуживание аппарата;
- На его эксплуатацию;
- Журнал вызова механика (форма КМ-8).
4. Документы на кассовый аппарат:
- Техпаспорт (должен быть заполнен сотрудником ЦТО);
- Инструкция по использованию;
- Паспорт и дополнительный лист;
- Паспорт на электронную контрольную ленту защищенную;
- Голографическая марка (наклеивается в центре техобслуживания);
- Четыре марки-пломбы (можно получить в сервисном центре);
5. Документацию для кассира:
- приказ о назначении на должность;
- кассовая книга (форма КМ-4) с нумерацией, прошивкой, печатью и подписью глав. бухгалтера.
Также для регистрации при себе необходимо иметь:
- Паспорт;
- Печать организации (юр. лицо);
- Доверенность (в том случае, если регистрация осуществляется при помощи посредника).
Также следует помнить о том, что правила в региональных отделениях налоговой службы могут отличаться, следовательно, перед подачей документов необходимо уточнить их список. Так, к примеру, в налоговой могут дополнительно затребовать справку об отсутствии задолженностей или же копию последнего баланса.
Этап 3. Посещение налоговой
Как уже было сказано выше, каждая налоговая, как правило, имеет свой собственный распорядок. Так, постановка кассового аппарата на учет может проводиться и в порядке живой или даже электронной очереди, в конкретные дни или по записи. Более того, посещение налоговой службы следует согласовать с центром техобслуживания, так как его сотрудник обязательно должен присутствовать при фискализации.
В целом же процедура постановки на учет подразумевает предоставление полного пакета необходимых документов, после чего служащий назначает дату фискализации ККМ (проводится не позднее, чем через пять суток после подачи заявления).
Этап 4. Фискализация
В день фискализации ККМ должен быть доставлен в налоговую. Разумеется, вместе с аппаратом следует привезти блок питания и все необходимые для работы шнуры. На самой процедуре в обязательном порядке должен присутствовать инспектор налоговой службы, специалист из центра техобслуживания и руководитель или представитель конкретной фирмы.
Сотрудник ЦТО проверяет аппарат и программирует его, вводя данные предприятия и заводской номер машины. Работник налоговой отвечает за установку защитного кода. После этой процедуры техник пломбирует корпус аппарата, вносит необходимые записи в журнал и тех. паспорт.
Для того чтобы удостовериться, что все настройки проведены верно, проводится тестовая процедура: пробивается чек на сумму 1,11 руб. и распечатывается отчет. Если никаких неполадок не выявлено, специалисты приступают к оформлению документов:
- Вносят соответствующие записи в журнал учета о присвоении аппарату ИН;
- Составляют акт об обнулении баланса;
- Получают первый чек на сумму 1, 11 руб.;
- Получают отчеты (Z-отчет, фискальный отчет и отчет по защищенной ленте).
Этап 5. Получение карточки
По окончанию процедуры фискализации работник налоговой службы начинает оформление карточки регистрации. Как правило, это занимает не более трех дней. Получить карту и все оригиналы документов может учредитель фирмы или же его доверенное лицо.
В целом, срок постановки аппарата на учет будет зависеть от распорядка каждой конкретной инспекции. Как правило, процесс регистрации длится около пятнадцати минут, тогда как большинство времени проходит в ожидании фискализации и выдачи карточки на ККМ. Так, предпринимателям лучше условно выделять на весь процесс регистрации аппарата около одной недели. В отдельных случаях процесс регистрации можно значительно ускорить, обратившись с центр техобслуживания, где действует специальная услуга.
Что же касается материальной стороны вопроса, то самой значительной статьей расходов станет покупка самой машины (от 10 тысяч руб.). Оформление договора с центром техобслуживания обойдется предпринимателю всего в две тысячи руб. (в данную сумму включена стоимость всех процедур и выезд сотрудника в налоговую инспекцию).