Насколько выгоден и перспективен этот бизнес на сегодня? Вопрос спорный. Ужесточение требований, которое продолжается с 2014 года, должно в далекой перспективе сделать работу таких школ продуктивнее, а дороги - безопаснее. Но на сегодня все изменения приводят лишь к удорожанию услуг обучения и усложнению процесса получения прав для рядовых граждан.
Сегодня мы расскажем об актуальных требованиях к автошколам. Но поскольку процесс законотворчества в этой сфере незавершен, рекомендуем перед тем, как готовить документы к открытию "провентилировать" этот вопрос в местных контролирующих органах.
Основные разрешительные органы
Автошкола (АШ), как и любая другая школа относится к образовательной сфере. Это значит, что прежде чем начать процесс обучения, программу нужно будет согласовать с Минобрнауки.
Кроме того, разрешительные документы придется получать от:
- ГИБДД.
- Роспотребнадзора (СЭС).
- Госпожинспекции.
Основные нововведения 2017 года
Основные нововведения 2017 года касаются требований, полномочий и обязанностей ГИБДД. Имейте в виду, что деятельность автошкол лицензируется.
Лицензия выдается лишь после того, как представители полиции проверят по месту:
- автомашины для обучения;
- автодромы;
- учебные классы.
Только после подтверждения от ГИБДД о соответствии этих элементов законодательной базе вы можете претендовать на открытие школы.
Введенные новшества, касающиеся экзаменационных мероприятий, регламентированы правилами прохождения сдачи экзаменов на право управлять ТС (введены в действие с 04.04.17).
Среди нововведений также значится:
- Наличие медкабинета и медработника при школе (врач/фельдшер/медицинская сестра).
- Наличие в штате педагога с психологическим образованием.
- Наличие специального в/о у преподавательского состава (автолюбители даже с огромных стажем уже не смогут выступать в роли педагогов без соответствующего документа).
- Владелец данного заведения должен располагать на законных основаниях площадью под практические занятия не менее 0,24 гектара. На полезной площади должен размещаться светофор (по ГОСТу Р 52282-2004), ЖД переезд, грамотная разметка (ГОСТу Р 51256-99 ), и все главные ДЗ (знаки по ГОСТу Р 52290-2004).
- Территория для практики вождения должна быть расположена под уклоном в диапазоне от 8 до 16% и ее покрытие обязательно выполняется из одного материала (асфальт/бетон) со сцеплением колесо-дорога от 0,4%.
- АШ на законных основаниях должна владеть/иметь в распоряжении автопарк, в котором есть отечественные и импортные ТС, последних должно быть около половины.
Нововведения коснулись школьной программы. В нее включена психология, как отдельная дисциплина и расширено время на дисциплину, знакомящую будущих водителей с правилами оказания первой помощи при аварии. Появился новый предмет "Основы управления ТС".
С этого года рядовые инспектора ГИБДД не будут принимать участие в приеме экзаменов на права. Практическая часть будет приниматься либо на базе автополигона МВД, либо на базе выбранного дорожной поилицей автополигона одной из обучающих организаций. Учащиеся автошкол имеют право выбирать отделение дорожной полиции, где будут экзаменоваться.
Помните, что "правильные" школы находятся в списке на сайте ГАИ. И ваша задача в этот реестр попасть.
Основные законодательные акты
- ФЗ РФ, регулирующий безопасность на дорогах.
- Закон о защите потребительских прав № 2300-1 от 07.092.
- ФЗ РФ "Об образовании" №273 от 29.12.12.
- ПДД.
- Приказ Минобразования №33026 от 09.07.14.
- ПП РФ №1097 от 24.10.14.
- ПП РФ №326 от 23.03.17
Требования Минобрнауки и ГИБДД
Прежде чем организовывать бизнес, нужно понять, к какому виду учреждений его отнести. Для этого стоит воспользоватьсяразъяснительным письмом от Минобразования №АК-2726/06 от 18.09.15.
Итак, согласно этому письму автошкола - это профессиональная образовательная организация. Этим определением и обоснованы главные требования данной структуры.
При открытии АШ у вас должны быть:
- "правильный" преподавательский состав;
- обучающие программы;
- наглядные пособия;
- техника для демонстрации визуального материала (проекторы и др.);
- техническое оснащение (АПК и тренажеры/манекены);
- карта-схема населенного пункта;
- доска (в идеале магнитно-маркерная).
- автомобили;
- автодром.
Техтребования к аппаратному оснащению автошколы, ее компьютерным программам, обустройству автодромов утверждает управление ГАИ на федеральном уровне, контролируют местные органы ГИБДД.
Требования к учебным программам
На сегодня есть требования к теоретическому курсу, практической части и расчету объемов выпускников, которые может осилить школа за год.
Нововведения предполагают разбиение теоретического курса на три большие части:
- базовую;
- курс по спецпредметам;
- обучение профессиональным навыкам.
Это касается будущих водителей всех категорий. Обучение в АШ включает курсы по КоАП, ГК и УК РФ.
Вы так же обязаны обучить ваших учащихся правилам:
- поведения в ситуации острого конфликта на дороге;
- при аварии;
- оказания неотложной доврачебной помощи травмированным при аварии лицам.
Ряд курсов по определенным категориям может включать основные моменты дисциплины "Охрана труда", "Правила перевозки грузов и езды с прицепом".
Практическая часть курса направлена на привитие навыков у будущих водителей по тому, как правильно:
- усаживаться в автомобиль;
- начинать процесс движения, как и когда переключать передачи;
- разгонять ТС и грамотно затормозить в разных ситуациях;
- осуществить разворот и повернуть;
- маневрировать в процессе парковки и при катастрофической нехватке места;
- проехать через ЖД-полотно.
На последнем этапе инструктор с учеником выезжают в город для проведения самого сложного и ответственного момента обучения - тренировке в реальных условиях.
Количество часов, которое должно быть заложено в программах по обучению водителей, установлено законодательно:
- "B"-категория 190 ч;
- "D" - 257 ч.
Причем реализовывать обучающие программы могут только педагоги с соответствующим средне-специальным или высшим образованием, отвечающие требованиям профстандарта.
Программы расписываются с учетом количества обучающихся водителей в автошколе в течение года. Для этого можно использовать формулу
Z= (t* 24,5* 12* (R-a))/ T,
- Z – количество будущих водителей, обучающихся в школе автомобилистов в течение года ,
- t — временной промежуток, в течение которого будет работать один автомобиль из учебного автопарка (при одном использующем его мастере - это 7,2 ч, при двух - в 2 раза больше);
- Константа 24,5 — усреднение для числа рабочих дней в месяце;
- Постоянное число 12 соответствует количеству месяцев в году;
- R— количество учебных автомашин,
- Константа a— количество учебных техсредств в резерве;
- T – время, затрачиваемое на вождения учеником (определяется в часах) по плану обучения.
При этом требуется рассчитать и число групп, выпускаемых школой за один учебный год:
N= (F * P * 0,75)/R, где
- N– число выпусков/год;
- постоянное число — процент загрузки кабинетов теоретической подготовки;
- F — время, в течение которого занят один кабинет/часы;
- P— количество таких кабинетов;
- R — время полного теоретического, рассчитанного на одну группу/часы (современный стандарт 138 ч).
Показатель F тоже можно рассчитать
F=24,5Х12ХH, где
- константы используется те же, что и для расчета пропускной способности АШ;
- H— время использования кабинета/часы.
Примерные программы для водителей разных категорий можно почерпнуть из приказа Министерства образования № 1408 от 26.12.13.
Требования к обеспечению автошкол по наличию аппаратов и обучающе-проверяющих программ
Данное оборудование призвано:
- проверять физиологические качества будущих водителей;
- тестировать психику претендентов;
- оценивать указанные показатели;
- повышать уровень физических навыков и психологических реакций, обеспечивающих безопасность на дороге.
У каждой АШ должен быть в наличии программно-тестовый набор компьютеризированных психодиагностических методик, способных оценить две группы качеств у претендентов:
- Психофизиологию.
- Личностные характеристики.
В первой группе анализируются:
- когнитивные навыки (внимание, его переключение и распределение, память);
- восприятие объемно-пространственных взаимоотношений объектов;
- глазомер;
- скорость психомоторных реакций;
- эмоциональную стабильность/лабильность.
Вторая группа факторов, позволяет оценить степень приспособленности учащегося к напряженной ситуации на дороге:
- устойчивость к стрессу, длительному напряжению и монотонии;
- склонность к риску и конфликтность;
- локус контроля (склонность брать на себя или переносить на окружение ответственность за события).
Кроме этого, аппаратно-программный набор в автошколе должен помогать в обучении, регулируя адаптационные процессы будущего водителя, и делая автоматическими реакции на наиболее распространенные "напрягающие" факторы в пути:
- однообразию движения при управлении ТС;
- стрессорам;
- накопленной усталости.
Техтребования к данным комплексам утверждаются на федеральном уровне в Госавтоинспекции.
Требования к тренажерам
АШ обязаны иметь тренажеры, помогающие будущему водителю:
- выработать правильную посадку в автомобиле;
- оказывать помощь пострадавшим в аварии (манекены).
Кроме этого, они знакомят учащегося с основными приборами панели управления ТС и помогают отработать основные приемы по управлению авто.
Требования к автосредствам для обучения
Любые автомашины, предназначенные для привития навыков вождения, регистрируются в местном ГАИ по установленному регламенту.
Также они специальным образом комплектуются:
- зеркалом заднего вида для мастера;
- соответствующим знаком ("У");
- дополнительными педалями для обучающего (кроме "автоматов");
- набором техники, обеспечивающим фиксацию и хранение действия кандидата и инструктора в процессе движения и запись происходящего на дороге.
Школа по обучению автомобилистов должна иметь и специальные средства для обучения лиц со сниженными физическими возможностями.
Обратите внимания, что практическая часть занятий для водителей категории "А" возможна только на закрытой площадке. Требования к закрытой площадке и автодрому описаны в пункте "Основные нововведения".
Основные требования к преподавательско-инструкторскому составу
Преподаватели АШ должны иметь:
- профилирующее образование;
- дополнительное образование "Образование и педагогика" (стаж работы не требуется).
Например, педагог, обучающий будущих водителей методам оказания первой помощи, должен иметь медицинское образование (среднее/высшее). А педагог, объясняющий устройство двигателя ТС, должен иметь техническое образование.
Педагоги, ведущие дисциплины, разъясняющие учащимся правила:
- безопасного управления ТС;
- организации перевозок;
- основы законодательства.
Должны иметь не только специальное образование, но и действующие водительские права соответствующей преподаваемым дисциплинам категории. Работать такие педагоги могут не более 36 часов в неделю.
К мастеру производственного обучения
Согласно разъяснительному письму от Минобрнауки инструктор по вождению педагогом не является. Но обучение водителей - это профессиональное обучение (ст.26, п.1 ФЗ РФ№196). Поэтому образование по профилю все-таки должно быть.
Однако, в том же разъяснительном письме указано, что по решению квалификационной комиссии вашего предприятия, вы можете нанять работника на должность без соответствующего образования, но с большим практическим опытом работы в данной сфере (п.9. Классификатора, Приказ Министерства здравоохранения и соцразвития №761 от 26.08.10).
Мастер или инструктор должен содержать ТС в исправном состоянии и обеспечивать своевременность его ТО.
Дополнительные требования
Руководство АШ должно обеспечить специальные условия для обучения будущих водителей с ограниченными по здоровью возможностями (ст. 79. ч.10 ФЗ РФ №273).
Требования СЭС
Разработкой специальных требований для АШ пока никто не занимался. При выборе и обустройстве помещения под теоретическую часть обучения рекомендуется руководствоваться СанПиНом 2.4.3.1186-03.
Требования к автошколе: ее помещению и расположению
АШ должна иметь площади с сооружениями по ремонту и ТО учебных автомобилей. Владельцы АШ для теоретической части курса могут арендовать помещения учебных заведений, которые наверняка соответствуют требованиям СЭС.
Если для этих целей используется приспособленное помещение, то его площадь вычисляется исходя из численного состава групп. Требования к учебным комнатам описаны в СанПиНе 2.4.3.1186-03 (пункт 2.2.1 и 2.2.2), но площадь вашего лекционного кабинета в любом случае не должна быть меньше, чем 2,5 квадрата на учащегося.
Школа для автолюбителей должна иметь централизованную систему сброса стоков и поставки воды. Если таковых нет, внутренняя канализация должна быть в обязательном порядке проведена, а удаление отходов согласовано с СЭС.
Требования к меблировке учебных зон
Для обучения владелец автошколы приобретает мебель, согласующуюся с ГОСТами 11015-93 и11016-93.
Расставляют мебель в зависимости от формы и размеров комнаты. При этом угол видимости не должен оказаться меньше, чем 35 градусов. Ширина проходов и расстояния до доски нормируются исходя из габаритов комнаты для обучения. Учебные пособия могут храниться как во встроенных шкафах, так и в пристенной мебели.
В автошколе должна быть туалетная комната для обучающихся с вытяжкой приточно-вытяжного типа. Для хранения уборочных средств и приспособлений должна быть выделена специальная комната/шкаф. Весь инвентарь маркируется. Если такие комнаты не оборудованы механической приточно-вытяжной системой вентиляции, готовить дезрастворы придется в туалетной комнате. Обязателен журнал учета дезинфектантов.
Туалеты должны быть обустроены с организацией внутренней системы сбора стоков (канализацией) и с подведением к умывальникам и раковинам воды (горячей и обязательно холодной).
Освещение в автошколе: требования и особенности
В учебных кабинетах автошкол обязательно освещение солнечным светом и искусственными осветителями.
Естественное освещение
Обычно - это свет, поступающий из окон, расположенных с левой стороны. При этом солнечные лучи не должны быть направлены в лицо обучающимся или в спину.
Требования к параметрам, следующие:
- КЕО - 1,5% в 1 метре от стены;
- коэффициент неравномерности 3:1;
- соотношение яркости между поверхностью конспекта и столешницей - 3:1.
Отделку учебных классов следует проводить светлыми тонами красок с рассеивающе-отражающей способностью. Окна оборудуют легко моющими (жалюзи) светозащитными приспособлениями.
Искусственное освещение
Осветители искусственного света должны обеспечивать:
- 500 люкс в зоне доски;
- 300-500 люкс на столешнице обучающегося;
- 200 люкс в области пола;
- при использовании проекционной техники с ведением конспекта, конспект должен быть освещен 300 люксами;
- при кинопроекции на столешницы парты должно быть не менее 500 люкс, допустимо создание неосвещенной зоны перед экраном.
Для обеспечения освещения в учебных комнатах разрешается использовать люминесцентные осветители ЛСО02-2х40/ЛПО28-2х40 (или 02-2х40,46-4х18-005) либо иные осветители, в таком же исполнении и с теми же техданными.
Воздушно-температурный режим в автошколе: основные требования
Этот режим нормируется согласно требованиям, предъявляем к сооружениям общественного назначения и построенным под жилье. Подробные требования можно найти в СНиПе31-06-2009/СП118.13330.2012*.
Температура в классах для вычитки теории должна поддерживаться в пределах от 17-18оС до 20оС. Отопление и вентиляция здания АШ должны отвечать СП60.13330.2012 (СНиП41-01-2003).
При монтаже электрооборудования, в том числе классов с ПЭВМ и тренажерами нужно исходить из СанПиНа2.2.2/2.4.1340.
При организации автошколы владельцу нужно обязательно позаботиться об оформлении Уголка Потребителей, наличии книги Отзывов и журнала проверок СЭС.
Требования к персоналу
Все работники автошколы, контактирующие с обучающимися должны иметь санитарные книжки и проходить регулярные медицинские осмотры.
Дополнительные требования
СЭС обязательно проверит отсутствие на учебной территории вредителей (крыс, мышей, насекомых) и наличие договоров по их уничтожению. Кроме этого, обязательными являются договора на вывоз бытовых отходов, в том числе люминесцентных ламп.
Требования Госпожнадзора
При проверках основное внимание инспектора Госпожнадзора (ГПС) уделяют:
- наличию и исправности АУПС и тушения пожара;
- наличию поверенных огнетушителей, журнала их учета и других средств первичного тушения пожара;
- состоянию эвако-путей;
- обучению сотрудников мерам и правила ПБ, наличию журнала инструктажей и проверки знаний.
Нормативно-правовая база
- ППБ 101-89
- ГОСТ 12.4.009-83 (об огнетушителях).
- ППБ 01-03
Требования к кабинетам и эвако-путям
Эвакуационные пути должны быть свободными. Использовать их для складирования оборудования или развешивания верхней одежды педагогов/обучающихся запрещено. На местах с хорошим обзором должны находиться план-схемы эвакуации (в цветном исполнении). Дверные проемы учебных комнат должны иметь 90 см в ширину. Пути эвакуации должны иметь аварийное освещение.
Противопожарные системы
Все школы для автомобилистов оборудуются системами первичного тушения пожара. Это значит, что ручные огнетушители должны располагаться на видных местах, удобных для быстрого их применения. Они должны иметь бирку о поверке и инструкцию по использованию. А также обязательно должна быть установлена звуковая пожарная сигнализация (сирены).
Требования к персоналу
Все работники автошколы должны быть информированы о правилах по ПБ на территории учебного заведения.
Должны знать:
- инструкцию по ПБ;
- местонахождения средств пожаротушения и эвако-выхода;
- уметь пользоваться огнетушителями;
- посещать инструктажи по ТБ с записью в соответствующем журнале;
- иметь представления о помощи обучающимся при эвакуации, особенно маломобильным лицам.
Требования ГПС зависят от размера помещений школы, ее пропускной способности и одновременно находящихся в помещении людей. Приведенные выше требования достаточны для АШ обучающих более 10, но менее 50 человек одновременно (в одну смену).