Ассортимент товара в сувенирной лавке

Продажа сувениров может стать золотой жилой для любого курортного города. Сувениры – продукция, которая не имеет ограниченного срока годности и всегда пользуется спросом. Такой товар чаще всего покупают туристы и гости города, но при широком разнообразии ассортимента можно привлечь в лавку и местных жителей.

Перед тем как заниматься оформлением документов и открывать собственное дело, необходимо выбрать нишу, в которой бизнес будет приносить наибольшую прибыль. Для этого неплохо бы изучить потенциальных конкурентов и попытаться найти уникальный товар, который смог бы быстро завладеть вниманием покупателя и привлечь множество клиентов. Какими же могут быть сувениры и чем лучше торговать? Давайте разбираться.

Виды сувениров

Сувенирная продукция может быть самой разнообразной, но все же её можно разделить на две основные группы: массовую и специализированную.

  1. К продукции массовой группы относят всё то, что можно купить и не в сувенирной лавке, но часто привозится туристами из путешествий. Эта же продукция может приобретаться и просто для обихода, не расцениваясь как сувенир. К таким товарам можно отнести:
  • Канцелярские принадлежности: ручки, карандаши, блокноты, различные календари, школьные дневники и тетради, обложки на документы, постеры и плакаты, наклейки и многое другое. Такие товары всегда востребованы, часто могут продаваться в придачу к другим покупкам или даже составлять стабильный (пусть и небольшой) процент продаж в качестве товаров «резкой необходимости». Кто хоть раз покупал сувенирную ручку, поскольку рядом не было канцелярии, а ручка была крайне необходима – тот поймет.
  • Принадлежности для офиса: коврики для мыши, пеналы, папки для бумаг, подставки под кружки и т.д.
  • Одежда: футболки, майки, кепки, толстовки всё, на чем можно печатать принты. Главный способ туристов выделится на отдыхе и окончательно убедить окружающих, что он именно турист – надеть футболку с названием посещаемой страны. Также одежда часто выступает в качестве относительно полезных подарков друзьям и родственникам.
  • Всевозможные мелочи: брелоки, зажигалки, магниты, различные мини-версии чего-либо (мини-подсвечник, мини-статуэтка, мини-копилка). Товар в большей степени мало функциональный или вообще бесполезный. Продается опять же в приложении к другим покупкам или в качестве «хоть что-нибудь купить»
  1. К специализированной группе сувениров относятся товары, которые почти невозможно купить случайно. Чаще всего цена их гораздо выше, а процент продаж ниже, но именно такие товары создают атмосферу и привлекают покупателя.

Среди специализированных сувениров стоит выделить:

  • Предметы интерьера: часы, вазы, скульптуры, ковры, гобелены. В таких сувенирах уже чувствуется характер, их не покупают просто, чтобы купить. Конечно, есть и те, кто будет везти домой ковер, при этом путешествую на туристическом автобусе в составе группы, пересекая границы нескольких стран, но подобные ситуации уже остаются на совести покупателя.
  • Посуда: отдельные элементы или целые наборы на заданную тематику. Может выполнять чисто декоративную функцию (расписные тарелки), а может использоваться по назначению. Здесь стоит уточнить, что посуда может относится и к массовой группе сувениров (популярность подарочных чашек нельзя преуменьшать).
  • Украшения: серьги, кольца, браслеты, колье и бусы. Стоимость подобных сувениров прямо пропорциональна стоимости материалов и сложности изготовления. Ювелирные украшения – самый специфический вид сувениров. Их трудно продавать, поскольку у покупателя всегда будут сомнения в подлинности товара. В сувенирной лавке лучше отдать предпочтение бижутерии.
  • Специальные товары: этнические вещи страны/города/народа, что-то оригинальное и уникальное в своем роде. Яркий пример – кокошники на ЧМ по футболу в России.
  • Еда: чай, сборы трав, кофе, сладости. Единственная группа товаров с ограниченным сроком годности, что является главным недостатком. К тому же, как и для всех продуктов питания, необходимы определенные условия хранения и отдельное разрешение на торговлю.

Виды магазинов сувениров

В начале упоминалось, что выбор концепции будущего магазина следует делать после тщательного изучения конкурентной среды. Также стоит определить и изучить целевого потребителя, установить приблизительный уровень цен, найти поставщиков и многое другое. Каждый случай сугубо индивидуален, поэтому предсказать, как и чем лучше торговать магазину практически невозможно, но для примера рассмотрим идеальный вариант начала бизнеса – монополию. Конкурентов нет, спрос ожидается достаточный. Какой же вид сувенирного магазина открывать? Какие вообще есть варианты?

Ответ на этот вопрос чаще всего кроется в месте расположения будущего магазина, а точнее в регионе. Если регион туристический – магазин нацелен на туристов, если нет – на внутреннего потребителя.

Курортный 

Самый распространенный вид магазина сувениров – курортный. Как следует из названия, магазин расположен где-то в курортном городе, ориентирован на многочисленных туристов, продает почти всё, что можно продать и обладает огромным количеством конкурентов.

Ассортимент такого магазина чрезвычайно разнообразен. Основная часть товаров относится к массовой группе, а вот специализированная будет в меньшинстве. Её функция – привлечь туриста. Главный акцент таких магазинов сделан на изюминку курорта. Местность богата солью? Соляные лампы – это первое, что видит покупатель в магазине.

Рядом с «уникальным» товаром обязательно располагаются многочисленные безделушки: статуэтки, вазочки, магнитики. Продаются чаще всего эти безделушки вместе с лампами (или вместо них). Стеллажи вдоль стен заставлены более габаритными скульптурами, один из них обязательно отведен под одежду. Часто в таких сувенирных ласках помимо сувениров можно купить еще и плавательные средства (если курорт морской), аксессуары (очки, платки) и даже купальники.

Что здесь действительно трудно найти – канцелярию и офисные принадлежности, поскольку на отдыхе люди пытаются избегать товаров, связанных с работой.

Такие магазины почти идентичны друг другу, поэтому и конкуренция среди них чрезвычайно высока.

Городской 

Другой, подобный курортному, но в то же время кардинально от него отличающийся – городской магазин сувениров. Рассчитан на гостей города. Ассортимент полностью состоит из продукции массовой группы. Важная особенность – канцелярия и принадлежности для офиса играют куда более важную роль, чем декор и посуда. Мелкие товары – это основа продаж, определенный процент которых приходится на местных жителей. Такие магазины часто производят заказную продукцию: чашки с вашей фотографией, футболка с вашим именем.

Конкуренция среди городских магазинов значительно ниже, чем у курортных, но и поток покупателей, следовательно, и доходы отличаются.

Этнический  

Менее распространенный вид сувенирных магазинов – этнический. Главная особенность в том, что товары рассчитаны на внутреннего потребителя. Для наглядности, воспользуемся примером: китайский магазин в России. Подобная концепция лишь отчасти считается сувенирной. Основная часть товаров таких магазинов – специализированные: китайский фарфор, шелк и чайные сборы. Продукции массовой группы может не быть вообще.

Сложность для этнических магазинов заключается в дороговизне товаров и сложности их доставки. Зато переживать о конкурентах почти не приходится – подобный бизнес немногочислен.

Сувениры из одного материала

Самый интересный вид – магазин одного материала. Из названия понятно, что весь товар сделан из определенного материала, будь то минерал или растение. Почти 100% товаров – ручная работа. Яркими примерами подобных магазинов являются венецианские лавки муранского стекла и буранского кружева. Разумеется, ассортимент таких магазинов будет ограничен товарами, которые можно изготовить из выбранного материала. Впрочем, современные идеи вполне позволяют продавать ежедневники в кружевной обложке – так в лавке кружевных сувениров появляется канцелярия.

Главный враг таких магазинов – цены. Хенд-мейд хоть и стал популярным направлением, но дешевле от этого не стал. Вещи ручной работы отличаются лучшим качеством и более высокими ценами. Для подобных магазинов важно правильно выбрать место и грамотно устроить рекламу.

Тематические сувениры 

Последний по списку, но не по значимости – тематический сувенирный магазин. Тематика может быть любой: аниме, сериалы, игры (или всё вместе). Целевая аудитория магазина – фанаты. Цены в тематических магазинах на «фанатскую» продукцию всегда на порядок выше, но и контингент покупателей подбирается куда более специфический.

Ассортимент включает в себя всю возможную канцелярию (и каждый товар для каждого фэндома должен иметь хотя бы парочку вариаций), все виды офисных товаров, а такие мелочи как чашки, брелоки и значки вообще займут целую витрину (фанаты обязательно упомянут, что выбор маловат). При этом более дорогие товары, например, фигурки персонажей, косплей-костюмы или кигуруми тоже обладают значительным спросом.

Особенность магазина заключается в его целевой аудитории. Фанатская среда изменчива. Эти изменения происходят с выходом каждой новой серии, а магазину нужно быстро адаптироваться. Выход новой части игры или начало нового сезона каждый раз устраиваю пик продаж. Фанатам нужны новые сувениры с новыми персонажами. Еще немаловажная особенность – работа продавца. Он должен не просто хорошо знать ассортимент, но и почти что поименно всех персонажей, их внешний вид и аксессуары, которые были надеты в 3 серии 5 сезона. Хороший работник тематического магазина должен быть «в теме», идеальный – фанатом.

Правила выкладки продукции

Если вид магазина всё же выбран, связи с поставщиками налажены, а помещение подготовлено, можно приступать к основной деятельности – торговле. Для того чтобы товары имели больший спрос нужно соблюдать определенные правила их размещения в зале магазина и на прилавках.

Правила торгового зала:

  1. Уникальные и дорогие товары всегда размещаются в глубине магазина. Дешевые и стандартизированные – у входа.
  2. Крупногабаритные товары находятся у стен, чтобы не загромождать пространство.
  3. В торговом зале важно сохранение максимальной обзорности – это повышает количество импульсивных покупок.
  4. Для сувенирных лавок крайне желательно иметь несколько тематических выкладок – так товары продаются в комплексе.
  5. У кассы можно расположить небольшой стеллаж с «импульсивными» товарами – мелкогабаритными и недорогими.
  6. Покупатель должен чувствовать безопасность. Как бы красиво не смотрелась пирамида из чашек, большинство покупателей к ней даже не прикоснется, опасаясь полностью разрушить конструкцию.

Правила витрины:

  1. Вертикальное зонирование стеллажа предусматривает, что самые продаваемые товары располагаются на уровне глаз. Выше можно поставить что-то крупногабаритное и привлекательное, чтобы заставить человека поднять взгляд. Ниже – товары, ориентированные на детей, если такие есть.
  2. Не стоит перебарщивать с количеством продукции на одной полке. Множество однотипных товаров помешают покупателю сделать выбор.
  3. На каждой полке действует золотое правило: маленькие товары располагаются впереди, большие – сзади.
  4. Для мелкогабаритных товаров, например, брелоков, можно использовать «правило объема»: пометить продукции в емкость и предоставить покупателям самостоятельно перебирать товар для ознакомления.
  5. Товары, которые можно продать в комплексе, нужно выставлять в комплексе. Рядом с коллекцией арома-масел следует разместить арома-лампы и свечи для них.
  6. Дорогие товары должны находится рядом с дорогими товарами. Отсутствие разделения по ценовым категориям только отвлечёт покупателя.

Соблюдая эти несложные правила распределения товара, можно значительно повысить уровень продаж и свою прибыль – основную цель любого бизнеса.

Комментарии:

Авторизуйтесь если вы уже зарегистрированы