Ассортимент товара в магазине цветов

Заполнение ассортимента цветочного магазина – это, пожалуй, важнейший этап, от которого и будет зависеть успех вашего бизнеса. Цветочная сфера имеет свою, ярко выраженную специфику, о которой предпринимателям нужно знать все и даже больше. Данная статья призвана помочь владельцам подобных точек правильно сформировать ассортимент, избежать частого списания товаров, найти действительно надежных поставщиков и организовать выкладку, которая повысит спрос на продукцию и будет способствовать увеличению уровня продаж.

Как сформировать ассортимент магазина цветов

Прежде всего, вам необходимо выбрать формат, в котором будет работать ваш магазин. Именно от него, вашей целевой аудитории и площади торговой точки будет во многом зависеть ассортимент товаров.

Виды цветочных магазинов:

  1. Павильоны. Ориентируются на средний класс. В ассортименте должно присутствовать около двадцати видов цветов, несколько видов упаковочных материалов, несколько видов декоративных растений, открытки, сувенирная продукция. Товар продается поштучно, продавцы составляют простые букеты.
  2. Магазины цветов. Помимо срезанных цветов, в ассортименте также присутствуют следующие сопутствующие товары: грунты, вазоны, горшки, средства по уходу за растениями.
  3. Цветочные салоны. В отличие от предыдущих видов, салоны рассчитаны на людей с достатком выше среднего. Нередко в списке услуг подобных точек присутствует создание букетов для особых случаев, оформление праздничных мероприятий.
  4. Интернет-магазин. Разумеется, онлайн-магазин имеет целый ряд преимуществ, среди которых отсутствие необходимости арендовать помещение, выкладывать товар и т.д., однако у такого формата есть и свои недостатки. Так, к примеру, ассортимент такого магазина должен быть шире и оригинальнее ассортимента магазинов, в которые человек может просто зайти после работы. Во-вторых,

В целом, ассортимент любого цветочного магазина можно условно разделить на три основные группы товаров, а именно: срезанные цветы, цветы в горшках и сопутствующие товары. Каждая из этих категорий имеет свои особенности, которые обязательно нужно учитывать при создании ассортимента в определенный сезон. В целом же, соотношение этих групп будет напрямую зависеть от площади помещения магазина.

  1. Срезанные цветы. Этот товар быстро портится и требует соблюдения определенных условий хранения. Кроме того, его не так уж просто транспортировать – если во время перевозки цветы будут повреждены, о товарном виде можно и не мечтать. В целом же, в стандартном магазине обязательно должны присутствовать следующие виды цветов: 1) кустовые и обычные розы, гвоздики, хризантемы; 2) гербера; 3) тюльпаны и ирисы (в весенний период). Опытные предприниматели советую новичкам закупать цветы классических оттенков, например, красные, розовые, белые, желтые. Помните, покупатели нередко заходят и за более изысканным и экзотическим товаром, а значит, в ассортименте должны присутствовать и орхидеи, лотосы и другие, более интересные виды цветов.
  2. Цветы в горшках. Главное преимущество таких цветов заключается в том, что они не так подвержены увяданию, как срезанные розы, тюльпаны, ромашки и т.д. Однако вам придется постоянно поддерживать высокую влажность и регулярно поливать растения. В весенний период ассортимент цветов в горшках можно расширить за счет семян, рассады декоративных цветов (к примеру, петуний или душистого табака), а также луковичных растений.
  3. Сопутствующие товары. Данная категория товаров является не менее важной, чем основная продукция. В эту группу могут входить: горшки, удобрения, грунты, открытки, подарочные упаковки, подарки, игрушки, декоративные изделия, а также искусственные растения. Разумеется, вам также необходимо будет закупить материалы для оформления цветочных композиций и букетов: ленты, корзины, сетки, пленки.

Ассортимент срезанных цветов может включать:

  • Около 7 видов розы;
  • Около 5 видов кустовой и 2 вида одноголовой хризантемы;
  • Около 2 пачек альстромерии;
  • Около 3 видов зеленых растений для украшения букетов;
  • 1 пачку лилии;
  • Около трех видов тюльпанов, ирисов, гвоздик, гербер.
  • От 5 до 3 видов более экзотических цветов.

Ассортимент горшечных растений может включать:

  • Около 70% декоративно-лиственных растений. Их главное преимущество заключается в том, что они не требуют особенно тщательного ухода и реже списываются. Ассортимент цветущих растений может включать антуриумы, фаленопсисы, спатифиллумы, азалии (за ними нужен особый уход). Впрочем, для расширения ассортимента придется закупать и те цветы, которые быстро теряют свой товарный вид. Среди них розы, хризантемы, фиалки, бегонии, пеларгонии. Также владельцам цветочных магазинов необходимо помнить о том, что в ассортименте должно быть представлено несколько (достаточно будет трех-четырех видов) растений выше 1 метра.

При заказе керамических горшков необходимо уделять внимание цвету и диаметру данных изделий. Так, для одного магазина достаточно около шести разных расцветок горошков, тогда как их диаметр должен составлять от 7 до 40 см.

Если в вашем магазине реализуются грунты, большинство из них должны быть универсальными, однако в ассортименте должны быть и специализированные товары, к примеру, грунты для орхидей, кактусов, цитрусовых, цветущих и т.д.

Сезонность бизнеса и ее влияние на ассортимент

Ни для кого не секрет, что именно цветочная сфера больше всего зависит от сезона. В весеннее время потребители активно приобретают нарциссы, тюльпаны, гиацинты, ведь именно эти цветы принято дарить на 14-ое февраля и 8-ое марта. В майские праздники стремительно возрастает спрос на гвоздики. В летнее время самым продаваемым товаром становятся лилии, а в осеннее – хризантемы. Однако даже этих, несомненно, важных сведений, недостаточно чтобы получить максимальную прибыль и правильно менять ассортимент, а значит, фактор сезонности необходимо рассмотреть более подробно.

Прежде всего, следует подчеркнуть уровень важности периода с 14-ого февраля по 8-ое марта. Это не просто прибыльные недели – именно за это время стандартный цветочный магазин получает около 20 процентов от своего годового оборота. Разумеется, такая цифра достигается не только за счет объемов реализуемой продукции, но и за счет роста наценки на товар, которая в этот период может достигать 300%, тогда как в непраздничные дни наценка составляет около 150%. Если говорить конкретно о 8 марта, начинающим предпринимателям следует помнить о том, что спрос на цветы растет не за день до праздника, а как минимум за неделю.  Разумеется, это означает, что вам необходимо будет значительно увеличить объемы закупок самых актуальных цветов. То же следует сделать и перед 14 февраля, 1 сентября, 5 октября, 1 января, 9 мая, 23 февраля. Каждый из этих праздников имеет свои особенности – на День всех влюбленных большой популярностью пользуются розы, а ко Дню знаний немало людей выращивают цветы самостоятельно, а в магазине покупают лишь два-три цветочка, чтобы дополнить композицию. Также следует учитывать и особенности так называемого свадебного сезона: невесты в одном городе нередко имеют схожие предпочтения касательно букета, и чаще всего эти предпочтения обусловлены именно местной модой. Подобные тренды необходимо изучать ежегодно, еще до начала сезона.

Работа с поставщиками цветов

Прежде всего, владельцам цветочных магазинов необходимо помнить о том, что им необходимы бесперебойные поставки товара. Полагаться на одного партнера в данном случае неосмотрительно, а значит, перед открытием точки предпринимателям стоит найти 3-5 партнеров – такое количество поставщиков даст вам уверенность, что ассортимент вашего магазина всегда будет полным.

При этом следует постараться найти поставщиков, которые согласны поставлять небольшие партии товара или даже определенные позиции поштучно. Также у партнера должен быть достаточно широкий ассортимент, из которого вы сможете выбрать продукцию, которая необходима вам  данный момент. Возможность приобретать цветы поштучно необходима тем магазинам, которые принимают заказы на оригинальные композиции и букеты.

Ваш основной заказ нужно распределить между партнерами. При этом оформлять его стоит в середине недели. Помните, дозакупки должны быть альтернативным, а не основным вариантом – регулярно закупая небольшие партии товара, вы будете постоянно переплачивать. Однако и избежать дозакупок вряд ли удастся – скорее всего, вам понадобится дополнительный товар в праздники – период повышенного спроса на цветы.

Также нужно постараться понять, какой именно сорт будет раскуплен быстрее – это позволит избежать пустых полок и покупки лишних букетов, которые впоследствии будут списаны. Так, заказы перед самыми ажиотажными неделями следует оформлять примерно за месяц до наступления праздничного периода. Имейте в виду, перед 8 марта цены повысятся и у поставщиков. Как правило, в эту праздничную неделю нужно закупать в 10 раз больше товара, чем обычно.  В этот период поставщики всегда требуют предоплату, но скупиться не стоит – это самое выгодное время в году.

Импортные vs отечественные поставщики

Импортные товары занимают огромную долю на цветочном рынке. Она составляет около 85%. В последнее время количество импортных цветов сократилось не намного, более того, после вступления в ВТО, сумма пошлин на ввоз снизилась на 10%. Разумеется, работа с импортными поставщиками, равно как и сотрудничество с отечественными фирмами, имеет как свои преимущества, так и недостатки.

Товар из-за границы

Прежде всего, вам необходимо учитывать то, что вне зависимости от того, приобретаете ли вы товар у оптовика, или вместе с несколькими точками, вам все же придется принимать во внимание фактор пересечения границы и досмотра продукции. Все растения, привезенные из-за границы должны иметь специальное разрешение, которое, впрочем, может не спасти от долгого досмотра. Нередко возникают ситуации, когда товар задерживается на таможне, что, разумеется, приводит к необходимости списания немалой части товара. Чтобы цветы были доставлены свежими и имели товарный вид, их необходимо транспортировать и хранить при определенной температуре. Кроме того, они нуждаются в особой обработке. Если до продажи все эти условия строго соблюдаются, то во время транспортировки они могут нарушаться, что и становится причиной возникновения проблем, как для поставщика, так и для заказчика.

Основные страны производители:

  1. Голландия. Разумеется, визитной карточкой этой страны являются тюльпаны. В Голландию же отправляется примерно половина цветов мира – там они продаются через специальные биржи.
  2. Коста-Рика. В этой стране обычно заказывают папоротники и другие растения, используемые для оформления цветочных композиций и букетов. Однако там также выращивается более сорока других сортов цветов, среди которых популярные гвоздики, розы, герберы.
  3. Турция – знаменитый поставщик луковичных цветов. Среди них тюльпаны, эрантисы, гвоздики, подснежники, гиацинты, герберы и т.д.
  4. Эквадор – крупнейший и самый популярный производитель роз. Их главное преимущество заключается в том, что они хранятся гораздо дольше, чем цветы из других стран. Более того, эта страна поставляет товар высокого качества и отличного вида. Помимо роз, из Эквадора завозится множество других сортов цветов, а именно лилии, хризантемы, гвоздики и множество других, не слишком известных у нас видов.
  5. Кения. Также отличный поставщик роз.
  6. Израиль – один из лучших поставщиков таких популярных видов цветов, как розы, герберы, гвоздики, гипсофилы и т.д. Крупнейшей «цветочной» компанией в Израиле является «Дацингер».
  7. Китай. Владельцы цветочных магазинов из Приморского края предпочитают работать именно Китаем ввиду удобного месторасположения последнего. Они утверждают, что эта страна поставляет качественную продукцию, которая ничем не хуже южноамериканских цветов. Более того, они могут поддерживать общение с партнером напрямую, что немаловажно для бизнеса.

Отечественный товар

Ни для кого не секрет, что выращивание цветов в России значительно уступает развитости аналогичных систем в вышеперечисленных странах. Однако в некоторых областях работают предприятия, специализирующиеся на выращивании нескольких сортов цветов. Основным преимуществом сотрудничества с такими партнерами является скорость транспортировки цветов. Компаниям не нужно проходить таможню, чтобы доставить свой товар, а значит, снижается и риск списания значительной части заказанной партии. Более того, такие цветы будут дольше стоять после покупки, а значит, вы повысите лояльность ваших клиентов. Однако отечественные производства далеко не всегда могут регулярно поставлять товар, а значит, вам необходимо будет иметь несколько поставщиков, которые смогут выровнять ситуацию и компенсировать недостачу продукции.

Согласно последним исследованиям, в настоящий момент крупнейшими производителями в РФ являются: комплекс «Мокшанский» (розы), закрытое акционерное общество «Розовый сад» (розы хризантемы, лилии, герберы, альстромерии), комбинат «Южный».

Правила выкладки в цветочном магазине

Вы можете использовать несколько принципов выкладки товара в цветочном магазине.

  1. Группирование товаров по категориям. Вам нужно будет четко разграничить зоны в вашем магазине, к примеру, определенная площадь под срезанные цветы, зона для горшечных растений и зона для сопутствующих товаров (такие нередко размещаются ближе к кассе). Главным минусом данного способа является то, что торговый зал выглядит захламленным.
  2. Группирование товаров по оттенкам. Данный способ предполагает расстановку всех товаров по цвету, независимо от того цветы это или игрушки. Главным преимуществом такого метода является то, что посетитель магазина может купить дополнительный товар, просто потому, что он отлично смотрится с основным и подходит ему по цвету.
  3. Классический якорный принцип. Как и в любом другом магазине, в цветочной точке товары основного спроса можно разместить в конце торгового зала, тем самым заставив покупателя пройтись по всей площади и сделать незапланированную покупку. Так, в конце зала можно разместить розы или другие популярные цветы.

В целом же, принципы витринистики для таких торговых точек, к сожалению, еще не созданы, а значит, предпринимателю во многом придется полагаться на собственное чутье. Однако существует несколько общих рекомендаций от опытных флористов, каждая из которых способна помочь вам организовать действительно эффективную с точки зрения продаж выкладку:

  • Товар в витрине не должен быть расставлен хаотично. Если покупатели раскупили цветы из одной вазы, она не должна стоять пустой. Все букеты должны быть сгруппированы и быть четко обозначенными, чтобы покупатель смог визуально разграничить один сорт от другого.
  • Выделяйте отдельные места для роз. Как ни крути, они составляют немалую часть ассортимента любого цветочного магазина, а покупатели приобретают их чаще всего. Также эти цветы стоит расставлять по размеру – от самых высоких до самых низких.

Комментарии:

Авторизуйтесь если вы уже зарегистрированы