Что такое роялти

Роялти - это регулярный платеж, который взимается франчайзером за право использования его бренда, бизнес-моделей, популярностью и технологиями ведения бизнеса. Однако у многих предпринимателей может возникнуть весьма резонный вопрос: «Если паушальный взнос выплачивается за те же услуги, что и роялти, почему эти два платежа не объединены  в один?»

Различия роялти и паушального взноса

Ответ же весьма прост: в паушальный взнос входят различные расходы по созданию и продвижению бизнеса франчайзи, однако очевидно и то, что компания и филиалы нуждаются в постоянной, а не единоразовой поддержке. Чтобы бизнес всей сети и отделения франчайзи был успешным, его нужно продвигать постоянно. Для этого необходимы средства, и эти средства вкладываются как самим франчайзером, так и его партнерами. Впрочем, маркетинг – это не единственная статья расходов, на которую тратятся данные выплаты. Роялти имеет свои особенности, более того, разные компании по-разному подходят к формированию этого платежа.

Способы формирования роялти

Как правило, франчайзеры предпочитают устанавливать конкретный процент с оборота или прибыли филиала партнера. Также роялти может быть заложен в покупки. Впрочем, некоторые продавцы франшиз не требуют процентных взносов, а устанавливают фиксированную сумму платежа, сообщая о ней еще до подписания договора коммерческой концессии.

Таким образом, роялти может представлять собой:

  1. Процент с оборота или маржи;
  2. Фиксированную сумму для ежемесячной выплаты;
  3. Процент с покупок.

Что же касается маркетинговых отчислений, в большинстве случаев расходы на рекламу входят в роялти, однако некоторые компании назначают их отдельным платежом. Этот вопрос нужно обязательно уточнить у франчайзера еще перед началом сотрудничества.

Что же касается суммы платежа, она устанавливается руководством компании. Как правило, в основу роялти вложена себестоимость целого ряда услуг, предоставляемых партнеру. Те фирмы, которые устанавливают процент с оборота, как правило, рассматривают проекты франчайзи как возможность для инвестиций. Так, в начале сотрудничества франчайзер вкладывает в бизнес партнера гораздо больше, чем сами предприниматели. Но как только магазин, заведение, производство или учреждение партнера начинает развиваться, компания начинает получать свои дивиденды. Разумеется, часть суммы тратится на услуги для франчайзи, тогда как оставшиеся деньги являются платой за использование бренда и технологий компании.

Если же процент устанавливается с маржи, вероятнее всего фирма, реализующая франшизу, старается четко следовать определенной ценовой политике и взимает свою часть с наценки на продукцию.

Некоторые фирмы и вовсе не требуют выплаты роялти. Чаще всего это происходит, если партнеры компании регулярно закупают у компаний определенный товар. Нередко такие франчайзеры требуют предоплаты за следующие партии своей продукции.

Те же сети, которые устанавливают фиксированную сумму роялти, как правило, стремятся поддерживать эффективность работы компании за счет активного ее продвижения и разработки новых маркетинговых стратегий. Более того, часть из такой четко установленной суммы всегда идет на обучение, консультации и услуги специалистов для самого франчайзи.

Комментарии:

Авторизуйтесь если вы уже зарегистрированы