Открытие шашлычной – один из наиболее выгодных вариантов развития бизнеса для опытных и даже начинающих предпринимателей. Подобные заведения могут быть открыты в нескольких форматах, а именно в сезонном (палаточная шашлычная) и стационарном (заведение, которое схоже с кафе, однако значительно отличается от него ассортиментом блюд). Очевидным плюсом является то, что каждый предприниматель может выбрать наиболее приемлемый для него вариант и развивать свой бизнес в необходимом направлении. При этом данный сегмент предпринимательства отличается высокой рентабельностью, малозатратностью, хорошей окупаемостью и небольшими рисками. Более того, одним из преимуществ открытия подобного заведения является наличие широкой клиентской базы, включающей представителей различных социальных слоев, от студентов до бизнесменов. Разумеется, несмотря на столь очевидные преимущества, шашлычная будет успешной лишь после составления подробного и продуманного бизнес-плана. Для этого предпринимателю необходимо определиться с форматом бизнеса, ознакомиться с правилами его регистрации, требованиями к помещению, тонкостями составления меню, а также количеством и квалификацией персонала.
Формат бизнеса
Нередко когда мы слышим слово «шашлычная», в воображении сразу всплывает переносная палатка с кухней и мангалом на свежем воздухе, несколькими столиками на выезде или въезде в город. Однако это лишь один из возможных форматов заведения, а именно летняя шашлычная.
Упомянутый формат имеет следующие преимущества:
- малые затраты на оборудование заведения (обычно располагаются в палатке рядом с которой устанавливается мангал, столики клиентов в палатках или же под раскладными зонтами);
- мобильность (если место выбрано неудачно – легко переехать).
Шашлычные этого типа располагаются за городом, вдоль трасс или в местах массового отдыха людей (парки, пляжи). Основными посетителями подобных заведений являются водители – дальнобойщики, путешественники, отдыхающие. В таких шашлычных можно отдыхать на природе и лично наблюдать за процессом приготовления шашлыка. Существенными недостатками летней шашлычной являются:
- необходимость наличия туалета (нужно приобретать или брать в аренду биотуалет, что снижает выручку);
- сезонность работы.
В настоящее время значительное распространение получил другой формат заведения - стационарная шашлычная в помещении. Данный формат подразумевает аренду или покупку нежилого помещения с кухней, оснащенной специальной техникой, а также местом для отдыха и приема пищи. Разумеется, открытие подобного заведения требует более значительных затрат. Преимущества этого формата шашлычной:
- круглогодичная возможность продажи мясных блюд на гриле;
- возможность значительно разнообразить меню;
- возможность реализации большего ассортимента дополнительных блюд, а также алкогольных и безалкогольных напитков;
При этом формате месторасположение шашлычной играет большую роль в потенциальном развитии и окупаемости нового предприятия.
Регистрация бизнеса
Перед открытием заведения необходимо провести регистрацию бизнеса. Для этого начинающему предпринимателю нужно определиться с правовой формой деятельности и сделать выбор между регистрацией юридического или физического лица - индивидуального предпринимателя (ИП). Юридическое лицо обычно регистрируют в форме общества с ограниченной ответственностью (ООО). Процесс регистрации обходится дороже, занимает больше времени и требует значительной квалификации при ведении учета. В основном предприниматели регистрируются как ИП. Подобная форма регистрации подразумевает серьезную экономию времени и средств (для ее осуществления необходимы заявление, паспорт и его копия). Зарегистрироваться можно за неделю, и при этом вся процедура обойдется начинающему предпринимателю в 4 раза дешевле, чем регистрация юридического лица. Еще одним плюсом регистрации ИП является легкое ведение учета и отчетности. Однако существует один важный нюанс – если вы планируете торговлю алкоголем, необходимо регистрировать ООО – только при данной форме регистрации предприниматель сможет получить лицензию на торговлю алкогольными напитками. Пивом и квасом можно торговать без лицензии. При регистрации ИП следует выбрать код ОКВЭД 55.30 «Деятельность ресторанов и кафе».
Какие разрешения необходимо получить:
- Разрешение от местных органов власти на размещение в выбранном месте.
- Разрешение на размещение от Роспотребнадзора.
- Санитарно - эпидемиологическое заключение СЭС о соответствии технологии приготовления пищи основным нормам и стандартам качества (гигиенический сертификат). Срок действия сертификата в зависимости от размещения и результата проверок может составлять от 12 месяцев до 5 лет. Срок согласования – до 2х месяцев.
- Разрешения от пожарной службы и заключение о соответствии помещения нормам безопасности (наличие основного и запасного выхода из помещения для эвакуации людей при пожаре, противопожарная сигнализация).
Также необходимо определиться с формой налогообложения и своевременно уведомить налоговую инспекцию. В противном случае к вам будет автоматически применена общая форма налогообложения ОСНО (очень не выгодна для предприятий общепита). Оптимальной формой налогообложения для учреждений общепита является упрощенная форма с пятнадцатипроцентной ставкой, в которой налоговая база формируется из разницы доходов и расходов. От работников, связанных с поставками продуктов и другого сырья, переработкой отходов и имеющих отношение к процессу производства, в обязательном порядке требуется иметь медицинские книжки со свидетельством прохождения планового медосмотра.
Схема оформления медицинской книжки, ознакомления с гигиеническими нормами, аттестации и медосмотров должны быть регламентированы следующими документами:
- Федеральный Закон № 52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; - Федеральный закон № 29 «О качестве и безопасности пищевых продуктов»;
- Приказ Министерства здравоохранения России № 229 от 29.06.00 «О профессиональной гигиенической подготовке и аттестации должностных лиц и работников организаций»;
- Приказ Минздрава России № 122 от 14.04.00 «О личной медицинской книжке и санитарном паспорте на транспортные средства для перевозки пищевых продуктов»;
- региональные постановления местных органов.
Оформить медицинскую книжку можно в личном порядке. Неплохой альтернативой этому варианту является привлечение посредников и оформление документов через организацию (проводится медосмотр работников на территории шашлычной), но это повлечет за собой дополнительные расходы. Если предприниматель планирует перевозить продукты самостоятельно, то ему не обойтись без санитарно-эпидемиологического документа на автомобиль.
Помещение и расположение шашлычной
При работе на вынос необходимая площадь помещения должна составлять не менее 60 кв. м. Если в шашлычной будут размещаться также столики и стулья для клиентов, то понадобится помещение площадью от 100 кв. м. Как правило, место, выгодное для расположения шашлычной, уже является чей-то собственностью. Если площадь находится в частной собственности, то вопрос решается посредством заключения стандартного договора аренды при согласии собственника. Если же участок находится в государственной собственности, то потребуются согласования и разрешение от местных органов власти.
Требования к помещению
Вне зависимости от формата (палатка или капитальное строение) помещение должно соответствовать нормам СЭС:
- помещение должно быть в нежилом фонде;
- помещение должно быть оснащено специальным соответствующим оборудованием;
- у предпринимателя должны быть все разрешающие документы СЭЗ на помещение;
- ремонт помещения необходимо осуществлять согласно техническим нормам;
- наличие санитарного узла в помещении (биотуалет при формате летней шашлычной);
- должно быть проведено электричество, водоснабжение, канализация и вентиляция.
Помещение должно соответствовать правилам пожарной безопасности (пожароопасное помещение).
Место расположения шашлычной
Основными клиентами шашлычных в летнем варианте являлись и являются люди в пути или на отдыхе. Поэтому шашлычные этого формата необходимо размещать на въезде в город / выезде из города, вдоль трасс, в местах отдыха людей (парки, пляжи). Стационарные шашлычные размещают уже в городах:
- в спальных районах (у жителей нет возможности часто выезжать на природу «на шашлык»);
- рядом с ТЦ или рынками;
- рядом с вокзалами и станциями метро;
- неподалеку от транспортных развязок и промышленных предприятий.
Успех данного бизнеса будет напрямую зависеть от потока людей. Чем он больше и дольше, тем больше клиентов зайдут в шашлычную, соответственно в равной пропорции увеличится и прибыль заведения.
Меню и продукты
Меню
Название заведения «шашлычная» четко говорит, что основное блюдо заведения – шашлык. Меню шашлычной может состоять из одного – двух основных и нескольких дополнительных блюд, а может очень предоставлять широкий ассортимент мясных и других блюд. В меню заведения обычно входит:
- шашлык разных сортов мяса (традиционный свиной или шашлык из баранины, если по религиозным ограничениям свинину клиент не употребляет – можно предложить ему альтернативу - шашлык из филе курицы);
- стейки;
- сардельки, шпикачки и сосиски с дымком;
- куриные голени на гриле;
- рыбные композиции на гриле;
- сезонные овощи, запеченные или приготовленные на гриле.
Помимо шашлыка в меню можно включить дополнительные блюда, которые не требуют значительных затрат при приготовлении: картофель фри, лаваши, салаты к шашлыку. В шашлычной должно быть хотя бы несколько видов десерта, например, мороженое, фрукты. Большое значение для развития бизнеса имеет наличие как алкогольных (слабоалкогольные напитки, пиво, вино), так и безалкогольных (соки, морсы, квас) напитков. Для шашлычной наиболее предпочтительно разливное пиво нескольких сортов. Так как именно этот напиток будет занимать значительную часть спроса, заведение должно предоставлять клиентам широкий ассортимент закусок, к примеру, куриные крылышки, чипсы, орешки, кальмары, вяленая рыба, креветки и т.д. Помните, дополнительные блюда могут существенно увеличить доход заведения. Как уже было сказано ранее, для торговли алкогольными напитками необходимо будет получить лицензию (торговля пивом и квасом не лицензируется).
Доставка продуктов
Одним из наиболее проблематичных аспектов шашлычного бизнеса является приобретение продуктов. Особое внимание нужно обратить на приобретение мяса. Оптимальным вариантом добычи основного продукта станет заключение контракта с фермерами, которые обычно предоставляют документы соответствия санитарным и ветеринарным нормам и выставляют наиболее низкие цены (отсутствуют посредники). Сертификаты на мясо обязательны, так как они подтверждают качество и безопасность продукта, и являются необходимыми для прохождения проверки СЭЗ. Если возможность приобрести мясо непосредственно у фермеров отсутствует, предпринимателю выгоднее приобретать продукт небольшим оптом на базах и в торговых сетях, в которых существует контроль качества. Не стоит покупать мясо в новых местах или по очень низким ценам без документов. Это может иметь более чем печальные последствия для бизнеса – ведь это вопрос здоровья клиентов и вашей репутации.
Оборудование
Список необходимого технического и другого оборудования будет напрямую зависеть от специализации заведения.
Кухонное оборудование, общее для всех форматов:
- мангал с набором шампуров;
- микроволновка;
- холодильники;
- столы для разделки мяса;
- кухонная посуда для готовки, кухонная посуда для подачи блюд (может быть одноразовая) и кухонный инвентарь (вилки, различные ножи, разделочные доски и т.д.).
Для стационарных шашлычных необходимы:
- жарочный шкаф с мощной вытяжкой;
- посудомоечную машину (если не используется одноразовая посуда).
Для летних (сезонных) шашлычных необходимы:
- шатры-палатки;
- биотуалет.
Мебель:
- витрина и стойка для приемов заказа и демонстрации вспомогательных блюд и напитков;
- холодильники для прохладительных напитков и пива (можно взять в аренду у дилеров торговых марок);
- мебель для посетителей – столы и стулья (в открытых шашлычных используются пластиковые столы и кресла), барные табуреты;
- для стационарных шашлычных необходима мебель для гардероба.
Существует особое требование к чистоте заведения и посуды. Это важно как с эстетической стороны, так и при проверках СЭЗ (они будут проводиться регулярно). На столах должны быть выставлены салфетки.
Персонал
В зависимости от специализации заведения (в нем может реализовываться только шашлык или же широкое меню), потока клиентов, размера и формата шашлычной необходим различный состав и количество персонала. В шашлычной востребованы следующие работники:
- Администратор.
Функции администратора часто выполняет сам владелец бизнеса. Так же администратор может выполнять функции кассира.
- Повар (мангальщик).
В начале работы при небольших оборотах достаточно будет одного повара. При большой загрузке функции работников можно разделить, т.е. мангальщик работает с мясом, а повар – с маринадами, соусами, гарнирами и пр. Требования: чем выше квалификация повара, тем вкуснее и качественнее он будет готовить, что, само собой, положительным образом повлияет на поток клиентов заведения.
- Помощник мангальщика.
При приготовлении шашлыка необходимо выполнять множество дополнительных процедур (заготовка дров, углей, погрузка - разгрузка и пр.), от которых повар должен быть освобожден (это позволит ему сосредоточиться исключительно на квалифицированной работе). Именно поэтому ему необходимы 2 помощника.
- Официант.
Количество официантов зависит от количества обслуживаемых столов и графика работы (если работа посменная, то официантов нужно в 2 раза больше). Требования: внимательность и доброжелательность к клиентам, неконфликтность, честность и ответственность. Желательно наличие опыта работы, но можно взять человека с испытательным сроком.
- Охранник (при необходимости)
- Бухгалтер.
Можно взять почасовика (приходящий бухгалтер) или обратиться в аутсорсинговую компанию. Впрочем, обладая достаточной квалификацией, бухгалтерию может вести сам предприниматель.
- Уборщица.
Реклама
Для продвижений таких заведений, как шашлычная, наиболее продуктивна наружная реклама – вывески, выносные штандарты, указатели на столбах. Также при открытии стационарной шашлычной можно распространять листовки, кладя их в почтовые ящики близлежащих домов района, в переходах, на рынках. Более того, клиентам можно раздавать визитки, на которых обязательно должен быть написан адрес заведения и телефон для заказа шашлыка или других блюд на дом. Не лишним будет и обозначенный на визитке адрес собственного сайта заведения, где клиент сможет увидеть прайс и необходимые контакты.