Уважаемые посетители сайта, ниже представлен пример бизнес-плана автомойки с расчетами окупаемости, который можно использовать как пример для написания других бизнес-планов, сдачи студентам, сдачи его на получение субсидий и других вариантов помощи от государства, для получения кредита в банке.
Документ составлен специалистами в области бизнес-планирования по стандартной структуре написания документа. Для расчетов были использованы таблицы Excel, которые позволяют легко осуществлять расчеты и адаптировать их под разные условия планирования.
Резюме
О том, что должен содержать резюме читайте статью Структура резюме бизнес-плана.
Цель - открытие автомойки в промышленной зоне города Киров для мойки автомобилей силами работников предприятия.
Автомойка открывается в уже построенном помещении, которое позволит выделить два поста под мойку и обтирку автомобиля. При этом машины будут обливаться и вытираться на одном и том же месте.
Для минимизации инвестиционных расходов помещение под автомойку будет получено по договору аренды. Арендная плата за помещение составляет 30 тыс. руб. в месяц.
Для подготовки помещения под автомойку будут проделаны дополнительные работы и приобретено дополнительное оборудование, стоимость инвестиций составит 810 тыс. руб. Планируется, что все инвестиции будут осуществлены за счет собственных средств.
Автомойка будет находиться не в центре города и иметь минимальный набор услуг
Маркетинговый план
О том, что должен содержать маркетинговый раздел бизнес-плана читайте статью Структура маркетингового плана бизнес-плана.
На сегодняшний день в городе Кирове согласно данным 2ГИС работает около 600 автомоек. Автопарк Кирова насчитывает около 300 тыс. легковых автомобилей. Таким образом, на 1 автомойку приходится около 500 автомобилей.
При этом постоянное увеличение автопарка города требует дополнительные мощности по их обслуживанию (ремонту, чистке, заправке и прочим услугам). Поэтому дополнительная автомойка при надлежащем качестве услуг и адекватных ценах в любом случае завоюет авторитет автолюбителей.
Расположение предприятия выбрано таким образом, что в радиусе около 500 метров нет конкурентов, поэтому владельцы автомобилей, работающие в близлежащих компаниях будут заезжать на нее для мойки своих автомобилей.
Все автомойки Кирова можно разделить на 4 сегмента:
- премиальный сегмент - с высокими ценами и большим набором услуг
- высокий ценовой сегмент - с ценами выше среднего и предоставлением повышенного набора дополнительных услуг
- средний ценовой сегмент - с средними ценами и стандартным набором услуг
- низкий ценовой сегмент - с минимальными ценами и минимальным набором услуг
Планируется, что открываемая автомойка будет работать в низком ценовом сегменте с минимальными ценами и лишь стандартным набором услуг:
- Полная мойка автомобиля (бесконтактная и обычная)
- Облив автомобиля
- уборка внутри автомобиля
При этом на автомойке не будет ни кафе, ни комнаты ожидания для клиентов в связи с отсутствием в помещении возможности для их организации. Мойка сможет обслуживать только легковые автомобили в связи с невозможностью въезда внутрь газелей и микроавтобусов.
Был проведен анализ цен конкурентов города и на основании данного исследования была составлена следующая таблица средних цен на услуги автомойки для легковых автомобилей:
Наименование услуги/сегмент | Премиальный | Высокий | Средний | Низкий |
Полная мойка автомобиля (бесконтактная) | 1 000 руб. | 800 руб. | 600 руб. | 450 руб. |
Полная мойка автомобиля (контактная) | 900 руб. | 700 руб. | 550 руб. | 400 руб. |
Облив автомобиля | 400 руб. | 300 руб. | 250 руб. | 200 руб. |
Уборка автомобиля пылесосом | 500 руб. | 400 руб. | 350 руб. | 300 руб. |
К сожалению, рынок мойки автомобилей имеет достаточно сильную сезонность, что будет влиять как на загрузку предприятия, так и на планирование работы сотрудников. Сезонность предоставляемых услуг по мойке автомобилей можно описать следующим графиком:
месяц | коэффициент сезонности |
январь | 94,58% |
февраль | 95,08% |
март | 137,62% |
апрель | 130,45% |
май | 98,30% |
июнь | 85,29% |
июль | 85,81% |
август | 82,21% |
сентябрь | 75,94% |
октябрь | 95,10% |
ноябрь | 121,60% |
декабрь | 98,02% |
Визуально коэффициенты сезонности представлены на следующем графике:
Для привлечения клиентов планируется следующая рекламная стратегия:
- Изготовление вывески с подсветкой - стоимость 100 тыс. руб.
- Изготовление 2 указателей с двух сторон дороги - стоимость 10 тыс. руб.
- Раздача визиток в первые 2 месяца работы - стоимость 20 тыс. руб.
- Выдача первым клиентам скидочных карт (скидка 5% с возможностью накопления до 20%) - стоимость карт 5 тыс. руб.
- Оформление точки шарами на день открытия - 10 тыс. руб.
Планируемое распределение выручки по услугам и расчет средней цены услуги для дальенйшего расчета выручки представлены в следующей таблице:
Наименование услуг | доля в выручке | цена |
Полная мойка автомобиля (бесконтактная) | 40% | 500 руб. |
Полная мойка автомобиля (контакная) | 32% | 450руб. |
Облив автомобиля | 14% | 250 руб. |
Чистка салона пылесосом | 14% | 350 руб. |
ИТОГО | 100% | 388 руб. |
Производственный план
О том, что должен содержать производственный раздел бизнес-плана читайте статью Структура производственного плана бизнес-плана.
Для автомойки арендовано помещение, которое позволяет разместить 2 поста для мытья и протирки автомобилей. Схема помещения представлена ниже на рисунке:
Помещение автомойки позволит принимать только легковые автомобили, исходя из чего и была спланирована маркетинговая часть бизнес-плана. Предприятие будет работать круглосуточно для чего в рамках маркетинговой стратегии было предусмотрено приобретение световой вывески.
Процесс оказания услуги будет следующим:
- клиент приезжает на автомойку;
- клиента встречает старший мойщик и уточняет как мыть автомобиль;
- мойщик моет автомобиль;
- клиент оценивает работу и расплачивается с автомойкой за выполненные услуги.
Для расчета плана оказания услуг сделаем расчет максимальной мощности загрузки автомойки. Примерная длительность мойки одного автомобиля на одном посту составляет 1 час. Поэтому, обслуживая двумя постами клиентов автомойка сможет обслужить за месяц максимум 24 х 30 = 720 автомобилей. При средней выручке в 370 руб. максимальная выручка за месяц составит 266 400 руб. При этом планируется, что при выходе на 100% мощность предприятие будет выдавать 70% от ранее расчитанного максимума. Выход на 100% описан в следующем графике:
Как видно из графика, инвестиционная фаза занимает 5 месяцев, после чего предприятие начинает постепенно наращивать объемы и загружать свое предприятие по максимуму.
Основную себестоимость составляет заработная плата работников, вне зависимости от типа работ 50% от выручки отдается в виде оплаты сотрудникам автомойки. Подробнее о заработной плате и персонале читайте далее - в организационном плане.
Организационный план
О том как составить организационный раздел читайте статью о структуре организационного плана бизнес-плана.
Предприятие будет оформлено в виде индивидуального предпринимателя, что позволит облегчить регистрацию бизнеса и снизит затраты на нее. В связи стем, что такая организационная форма позволяет работать только на упрощенной системе налогообложения, мы выбираем именно ее с системой "доходы минус расходы".
В связи стем, что автомойка небольшая, персонала также будет немного. Штатное расписание организации представлено ниже:
18 0006 0006 0009 000Должность | кол-во | оклад | премия | сумма |
Директор | 1 | - | 10% от прибыли | - |
Мойщик | 6 | 3 000 | 25% от оказанных услуг | 18 000 |
Обливщик | 3 | 2 000 | 3% от оказанных услуг | 6 000 |
Обтирщик | 3 | 2 000 | 3% от оказанных услуг | 6 000 |
Администратор | 3 | 3 000 | 20% от выручки | 9 000 |
ИТОГО | 16 | 39 000 |
Одномоментно будут работать 3 человека - мойщик, обливщик и обтирщик, график работы 2 дня по 12 часов днем, 2 дня отдыха, потом 2 дня по 12 часов ночью, потом 2 дня отдыха. Всю работу по доставке моющих средств, ремонту оборудования и прочим текущим обязанностям выполняет собственник бизнеса - индвидуальный предприниматель.
Бухгалтер - на аутсорсинге.
Финансовый план
О том как составить финансовый раздел читайте статью о структуре финансового плана бизнес-плана.
На основании плановой выручки и расходов составляем план доходов и расходов и плановый cashflow проекта. На основании данных потоков рассчитываем показатели окупаемости проекта, которые представлены ниже:
- горизонт планирования - 10 лет;
- норма дисконтирования - 10%;
- простой срок окупаемости - 4 года;
- дисконтированный срок окупаемости - 5 лет;
- IRR - 33,2%;
- NPV - 2 174 тыс. руб.
Кроме этого, расчет точки безубыточности по модели автомойки показывает, что ее деятельность становится прибыльной начиная с 243 тыс. руб. в месяц.
Показатели окупаемости проекта говорят о том, что проект имеет средний срок окупаемости и интересен для инвесторов. Однако, проект имеет риски, которые мы рассмотрим далее.
Анализ рисков
Риски проекта мы свели в единую таблицу и разделили на социальные, технологические, политические и экономические, а также указали вероятность наступления каждого риска (низкая, средняя, высокая):
- Социальные
- отсутствие квалифицированных кадров - средняя верояность.
- Экономические
- наступление новой волны кризиса, который снизит покупательную способность автовладельцев, что приведет к снижению цен на услуги - низкая вероятность.
- Политические
- наступление новых заградительных барьеров, которые приведут к дальнейшему ухудшению политической ситуации - низкая вероятность.
- Технологические
- выход новых автоматических моек, которые повысят качество мойки и снизят ее себестоимость - низкая вероятность.
Выводы
Приведенный выше пример бизнес-плана автомойки с расчетами окупаемости показывает хорошие результаты, поэтому данный проект обязательно будет интересен как потенциальным инвесторам, так и кредитным организациям.