Как приобрести земельный участок

Приобрести земельный участок можно как у физического, так и у юридического лица. Законодательство не предусматривает никаких ограничений по лицам, которые заключают договор купли продажи. Соответственно, владеть частной собственностью могут как предприниматели и граждане РФ, так и организации.

Особенности приобретения земельных участков

Прежде чем купить землю у юридического или физического лица, покупателю следует внимательно изучить стандартные условия и рекомендации по проведению подобных сделок. Для этого нужно ознакомиться с несколькими пунктами, которые способны пролить свет на весьма непростую процедуру купли-продажи земли.

1. Прежде всего, стоит подчеркнуть то, что приобрести или продать можно только тот земельный участок, который прошел полную процедуру кадастрового учета. При этом продающая сторона должна предоставить покупателю все данные об обременениях земли и ограничениях.

2. Если продавец ставит условия о том, что он может выкупить участок назад по своему желанию; может ограничивать распоряжение участком (запрещать ипотеку, сдачу в аренду, совершение любых сделок); не несет ответственности за предъявление прав на данную землю другими лицами, они должны быть признаны недействительными. 

3. Если юридическое или физическое лицо, осуществляющее продажу земельного участка, предоставило покупателю заведомо ложную информацию о его ограничениях и обременениях, последний вправе требовать снижения его стоимости или же расторжения договора и возмещения убытков.

Как приобрести земельный участок у физического или юридического лица?

Если вы собираетесь приобрести землю у гражданского лица, предпринимателя или организации, прежде всего, вам нужно убедиться, что ваш продавец действительно имеет право собственности на эту землю.

Именно поэтому продающая сторона должна представить покупателю такие документы:

  1. Кадастровый паспорт;
  2. Свидетельство о праве собственности или выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество (желательно, чтобы последний документ был выдан недавно);
  3. Документ, удостоверяющий, что физ. или юр. лицо, осуществляющее продажу, законно приобрело данную собственность (дарственная, предыдущий договор купли-продажи и т.п.).

Если же все вышеперечисленные документы были представлены вам в срок и не вызвали никаких вопросов или сомнений, далее вам следует придерживаться определенной последовательности действий, изложенной ниже.

Этап 1. Заключение договора

Договор купли-продажи земли должен быть изложен письменно. Разумеется, его должны подписать обе стороны. При отсутствии подписей данная сделка будет признана недействительной.

Самыми важными позициями подобного соглашения будут являться предмет и цена земельного участка. Чтобы по предмету договора не возникло никаких вопросов, его описание должно включать следующие позиции: адрес, площадь, кадастровый номер, категорию, вид дозволенного использования. Не лишними также будут данные о дате и номере регистрации права продавца на землю в Едином государственном реестре прав на недвижимость.

Разумеется, также нужно установить цену земли, способ и порядок расчета. Ограничений по времени расчета не предусмотрено – он может быть совершен и до, и после регистрации перехода права собственности. Следует также упомянуть, что договор может являться и актом приема-передачи, если этого захотят стороны.

Соглашение должно быть представлено в 3-х экземплярах – по документу каждой из сторон, и один договор для реестра. 

Договор купли-продажи не должен быть заверен нотариусом, за исключением следующих случаев:

  • Совершения сделки по отчуждению земельного участка, которой принадлежит лицу, не достигшему совершеннолетия или ограниченно дееспособному лицу;
  • Совершения сделки по отчуждению долей на недвижимость.

Этап 2. Подготовка и предоставление документации в отделение Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр)

После заключения договора сторонам нужно представить такие документы:

  1. Заявление на регистрацию перехода права собственности и регистрацию права собственности за покупателем;
  2. Сам договор;
  3. Документы, удостоверяющие личность сторон. Если документы представляет третье лицо, у него должна быть доверенность, заверенная нотариусом;
  4. Согласие супругов продающей стороны на отчуждение, заверенное нотариусом (если земля была куплена в браке);
  5. Выписку из ЕГРП или свидетельство о праве собственности;
  6. Кадастровый паспорт;
  7. Документы, свидетельствующие о праве продающей стороны на участок (дарственная, завещание, предыдущее соглашение о купле-продаже и т.п.);
  8. Акт приема передачи;

Также для оформления сделки нужно оплатить пошлину (ее стоимость составит 350 р. для земельного участка под дачу, гараж или дом и 2 тысячи р. в остальных случаях). Представлять квитанцию в отделение Росреестра не обязательно, но если данные об оплате государственного сбора будут отсутствовать в ГИС ГМП, заявление и прочая документация просто не будет рассмотрена.

Все вышеперечисленные документы могут быть поданы в таком порядке:

  • Лично или через представителя;
  • Почтой;
  • В электронном виде.

После того, как стороны подадут документы, Росреестр выдаст им соответствующую расписку. Регистрация перехода при этом занимает до десяти рабочих дней. 

Этап 3. Получение выписки

После того, как регистрация будет завершена, она подтверждается соответственной выпиской из Единого реестра прав на недвижимость. Для получения данного документа нужно посетить отделение Росрееста. Если стороны предусмотрели расчет после получения выписки, он производится в соответствии с договором. В отдельных случаях данный документ может быть выслан в электронном виде.

Комментарии:

Авторизуйтесь если вы уже зарегистрированы