Количество автомобилистов в нашей стране постоянно растет. Несмотря на экономические колебания, эта тенденция вряд ли пойдет на спад. Разумеется, чем больше машин, тем больше спрос на автозапчасти. Это понимают многие предприниматели, которые способны оценить рентабельность бизнеса, его популярность среди клиентов и не слишком большие инвестиции. Разумеется, конкуренция в этом деле высока, однако это вовсе не значит, что на этом рынке невозможно пробиться. Грамотная организация бизнеса, знания всех тонкостей и нюансов данной ниши гарантировано приведут вас к успеху на рынке автозапчастей.
Специфика бизнеса
Открытие магазина автозапчастей – это непростая задача. Данный бизнес имеет свою ярко выраженную специфику, а значит, помимо основных законов ведения дел, начинающему предпринимателю нужно будет внимательно ознакомиться со всеми нюансами процесса реализации автозапчастей.
- Постарайтесь избегать условностей и размытых, примерных подсчетов. Если вы допустите ошибку при определении необходимой автозапчасти, вы рискуете сильно подмочить собственную репутацию. А значит, вам необходимо строить работу вокруг правильных баз кросс номеров (номера по классификации различных производителей одной и той же запчасти) и постепенно создавать собственную.
- Вам необходимо будет составить каталоги автозапчастей, причем такие списки должны содержать только новую и актуальную информацию. Если у клиента нет номера автозапчасти, подобрать деталь можно будет, только основываясь на каталоге.
- Если ваша фирма, развиваясь, придет к большому товарооборота, вам необходимо будет очень тщательно вести документацию – малейшая накладка в данном вопросе может привести к серьезным проблемами.
- Если вы будете работать с оптовыми поставщиками, старайтесь получать их прайс-листы вовремя, особенно когда дело касается выяснения наличия остатков товаров на складе.
- Не менее важен вопрос обслуживания клиента. Старайтесь следить, чтобы набранные сотрудники были максимально вежливы и хорошо разбирались в товаре.
В целом, у вас есть два варианта открытия магазина автозапчастей. Первый – это стандартная точка, с арендованным помещением и штатов продавцов. Вторым вариантом является открытие интернет-магазина. Каждый из этих форматов имеет как преимущества, так и недостатки. Открывая обычный магазин, вы можете не переживать о клиентской базе – большинство автолюбителей среднего и выше возраста, а значит, предпочитают традиционные способы покупки запчастей. Впрочем, интернет-магазины значительно облегчает процесс ведения бизнеса. Опытные предприниматели утверждают, что наиболее оптимальным вариантом является комбинация обычного магазина и интернет-магазина – такой формат предприятия позволит охватить все категории клиентов, а значит, увеличивают эффективность работы магазина.
Однако открытие и интернет-магазина, и обычной точки зачастую не по карману начинающему предпринимателю. А значит, такая схема развития бизнеса актуальна только, когда фирма окончательно встанет на ноги.
В целом, перед открытием магазина автозапчастей вам будет необходимо:
- изучить рынок (выявить наиболее популярные запчасти, а также стратегии дальнейшего развития рынка и вашего предприятия в частности);
- изучить собственный потенциал – только выявив собственные преимущества и недостатки, вы можете добиться успеха;
- определиться с организационно-правовой формой фирмы;
- организовать торговую точку (арендовать или купить помещение);
- осуществить закупку (после заключения договоров с поставщиками);
- сформировать ассортимент и заполнить склад;
- подобрать персонал;
- разработка стратегий по стимулированию сбыта.
Регистрация
Прежде всего, начинающему предпринимателю нужно зарегистрироваться как ИП (индивидуальный предприниматель). Конечно, вы также можете зарегистрироваться и как юридическое лицо, но этот вариант является менее выгодным и популярным среди бизнесменов. Для регистрации ИП вам будут необходимо подать в налоговую службу следующие документы:
- Стандартную квитанцию об оплате госпошлины за регистрацию индивидуального предпринимателя;
- Заявление о регистрации индивидуального предпринимателя по форме Р21001, заверенное нотариально;
- заявление по форме ЕНВД-1 или ЕНВД-2 с приложением со сведениями о видах деятельности и адресах их осуществления;
- Копии паспорта учредителя.
Помимо прохождения регистрации ИП вам будет необходимо подготовить:
- заявление главе района;
- копии всех учредительных документов и документов о постановке на учет в таких инстанциях, как налоговая инспекция;
- договор об аренде или свидетельство о собственности помещения, в котором будет открыт салон;
- заключение от Госсанэпиднадзора;
- перечень единиц реализуемого товара (должен быть одобрен санэпиднадзором);
- заключение от пожарной службы;
- копии договоров о коммунальных услугах;
- паспорт БТИ;
- разрешение на наружную рекламу.
Помещение
Если вы собираетесь открыть магазин автозапчастей, вам необходимо выбрать подходящее помещение. Его площадь должна составлять около 60 кв. м. Половина этой площади должна быть выделена под основной, торговый зал, треть – на склад, а оставшаяся часть – под служебные комнаты. Если же размер вашего капитала недостаточен для аренды такого помещения, вы можете остановить свой выбор на небольшом павильоне площадью около десяти кв. м. Также неплохим вариантом станет аренда помещения в торговом центре. Однако вам следует учитывать, что если вы арендуете небольшое помещение, у вас не останется места для склада, а значит, вам будет необходимо заказывать новый товар небольшими партиями, или же снять еще одно небольшое помещение под бытовку неподалеку от вашей точки.
Если же вы открываете интернет-магазин автозапчастей, помещение под склад арендовать не обязательно. Вы можете забирать заказанный товар непосредственно у поставщика. Разумеется, чтобы работать в таких условиях вам нужно будет заключить с ним договор на резерв части товара.
В целом, помещение под магазин должно быть расположено на самых популярных среди автомобилистов и пешеходов улицах. При выборе места для магазина обращайте внимание на наличие поблизости конкурентов. Также немаловажной деталью может стать наличие возле вашей торговой точки места для парковки авто.
Разумеется, вам также придется сделать ремонт в помещении, а также приобрести необходимое оборудование, которое включает:
- стеллажи для товара;
- стойки;
- ноутбуки или компьютеры;
- стол для менеджера или администратора;
- стулья;
- диванчики для клиентов.
Поставщики
Как правило, магазины автозапчастей работают с несколькими (двумя-тремя) поставщиками, выбирая официальных представителей. Это значит, что вам необходимо начать именно с поиска таких компаний. В целом, информацию о фирмах с лучшей репутацией можно найти онлайн, однако не стоит доверять броской рекламе. Вам стоит потратить много времени на отзывы покупателей. Если владельцы магазинов автозапчастей пишут, что товар был бракованным, доверять такому поставщику не стоит.
После того, как вы остановите свой выбор на нескольких поставщиков, подумайте о поиске узкоспециализированного товара, который позволит вам справляться с конкуренцией. Это может быть редкое масло или особенные аксессуары.
Некоторые поставщики предоставляют бесплатную доставку при крупных заказах. На начальном этапе ведения бизнеса это может сыграть вам на руку, ведь вам не придется думать о транспортных расходах. Также стоит предусмотреть возврат брака, так как его поставка возможна, даже если вы работаете только с лучшими производителями.
Ассортимент
Обычно основную часть ассортимента магазина автозапчастей составляют:
- фары;
- боковые зеркала и двери;
- бампера;
- стоп-сигналы;
- двигатели;
- ступицы;
- стойки;
- подвески;
- КПП.
Персонал
Даже если вы лично очень хорошо разбираетесь в автомобилях и запчастях в частности, и самостоятельно собираетесь контролировать процесс продаж, вам все равно необходимо будет нанять опытных и квалифицированных сотрудников. Именно от них во многом зависит, будет ли товар реализован или же останется невостребованным.
Менеджеры или продавцы должны знать весь перечень ассортимента, его характеристики, а также быть коммуникабельными и доброжелательными, уметь грамотно представлять товар и консультировать клиента.
Разумеется, поиск таких сотрудников займет немало времени и усилий.
Вам, как владельцу магазина автозапчастей, необходимо будет предоставить своим сотрудникам достойную мотивацию, например, создать систему, согласно которой зарплата работника будет напрямую зависеть от общей выручки торговой точки. Так, самым оптимальным вариантом станет введение фиксированной ставки плюс процент с продаж.
Также вам придется нанять администратора, или же вы можете выполнять его обязанности сами.
Магазину автозапчастей также требуется бухгалтер. На эту должность можно нанять человека или же переложить его обязанности на аутсортинговую компанию.
Более того, вам нужен будет менеджер по закупкам, которого, впрочем, может заменить старший продавец.
Реклама
У вашего магазина автозапчастей должна быть броская и яркая наружная реклама.
Помимо этого стоит организовать раздачу листовок и флаеров в районе расположения вашего магазина.
Также можно дать рекламу вашего магазина в местных и специализированных печатных изданиях. Заказывать рекламу на телевидении чаще всего нецелесообразно. Исключение составляют лишь местные каналы.
Едва ли не самой эффективной и важной рекламой для магазина автозапчастей является реклама онлайн. Ее можно размещать на специализированных сайтах, городском сайте и в автомобильных группах в социальных сетях.
Расходы
Ниже приведен примерный расчет начальных расходов для среднего магазина автозапчастей с площадью около пятидесяти кв. м.
- Оформление предприятия и регистрация:
- самостоятельное оформление ИП – около 2 тысяч рублей;
- оформление пакета документов при помощи юридических фирм – от 4 до 11 тысяч рублей;
- Приобретение торгового оборудования – около 50 тысяч рублей.
- Ремонт помещения – около 50 тысяч рублей.
- Первая партия товара – около 2 миллионов рублей (разумеется, если размер стартового капитала не позволяет вам подобных трат, можно закупить товар на 200 тысяч рублей, однако и выручка будет меньше).
- Вывеска магазина – около 50 тысяч рублей.
- Реклама на начальном этапе – около 50 тысяч рублей.
Суммируя эти цифры, можно вычислить размер необходимого стартового капитала. Так, чтобы открыть магазин автозапчастей, предпринимателю в среднем придется вложить 2.2 миллиона рублей (сумма может быть значительно меньше, если вы закупите меньше товара).
Ежемесячно вы будете нести следующие расходы:
- зарплата работников (4 чел.) – около 80 тысяч рублей.
- аренда – около 50 тысяч рублей (цена варьируется в зависимости от расположения помещения и города, в котором вы открываетесь);
- коммунальные услуги – около 20 тысяч рублей;
- налоги – около 10 тысяч рублей.
Таким образом, ежемесячно ваши расходы будут составлять около 160 тысяч рублей.
Доходы
В основном доходы магазина автозапчастей идут от наценки на запчасти.
На дорогие автозапчасти наценка составляет от 30%.
На аксессуары наценка составляет до 100%.
А значит, в среднем наценка на все товары будет составлять около 50%. Если вы закупаете товар на 2 миллиона, а количество реализуемой продукции довольно велико, в месяц вы можете заработать 1 миллион и более.
Таким образом, ваша выручка будет составлять 1 миллион рублей.
Себестоимость товара составляет 660 тысяч рублей.
Расходы за один месяц составляет 160 тысяч рублей.
Прибыль – около 180 тысяч рублей за один месяц.
Так, рентабельность данного бизнеса составляет 18%.
Соответственно, ваши капиталовложения окупятся приблизительно через год.
Советы и рекомендации
- Так как данный бизнес весьма рентабельный, а порох вхождения в него достаточно низок, на этом рынке большая конкуренция. Именно поэтому вам важно выбрать специализацию и развиваться в ее пределах. Подобной нишей может стать реализация автозапчастей для:
- грузовых авто, которые отличаются серьезным износом из-за постоянной эксплуатации;
- японских авто с праворульным управлением (достать такие детали автолюбителям очень сложно);
- отечественных автомобилей, которые нередко страдают от поломок.
- Вы можете облегчить работу менеджера благодаря особым программным комплексам. Все данные о продажах и закупках будут идти из одного источника, а значит, вы сможете сберечь до пятидесяти часов работы персонала. Обычно такие программы вы сможете окупить расходы за пару месяцев.
- Сервис в вашем магазине автозапчастей зависит не от внешних данных менеджера или продавца, а в его знаниях и умении помочь клиенту выбрать автозапчасть, а также проинформировать его о всех ее характеристиках. Также вы должны предусмотреть возможность возврата брака. При реализации товара необходимо дать клиенту гарантию.
- Не стоит ставить в своем магазине самые низкие цены и постоянные несущественные скидки. Так вы можете потерять покупателей, которые подозрительно относятся к дешевизне.