Хостел – это современный и гораздо более комфортный вариант привычного общежития. Предприниматель, который намеревается начать бизнес с открытия собственного хостела, должен будет вложить относительно небольшую (как для стартового капитала) сумму – именно это делает данный сегмент столь привлекательным для многих начинающих бизнесменов. Более того, открытие хостела значительно безопаснее, чем открытие отеля. Открывая хостел, вы не рискуете большими деньгами и в большинстве случаев не нуждаетесь в кредитах. Также подобное заведение окупается в кратчайшие сроки и приносит своему владельцу реальную прибыль. Срок окупаемости хостела будет зависеть от населенности города и его привлекательности для туристов и приезжих. Хостелы не населены людьми, питающими слабость к одиночеству, напротив – их клиенты люди общительные и не пугаются перспективе прожить несколько ночей с незнакомцами.
Специфика бизнеса
Популярность данного бизнеса обусловлена следующими причинами:
- каждый день в большие города приезжает огромное множество людей, нуждающихся в месте для ночлега;
- гостиничное дело приносить постоянный и весьма неплохой доход;
- с юридической точки зрения, хостел – это малое предприятие, а значит, процедура оформления необходимых документов достаточно проста;
- как правило, количество хостелов в больших городах пока невелико, и за счет не слишком обостренной конкуренции они пользуются большим спросом.
Любой предприниматель хочет, чтобы его бизнес был рентабельным, а для этого необходимо учитывать множество факторов, которые способны повлиять на его развитие и успешное функционирование. Открытие хостела – дело весьма специфическое, а значит, начинающему бизнесмену точно придется учитывать определенные нюансы.
Вы можете открыть хостел в двух форматах: самостоятельно арендовать помещение и зарегистрировать ИП или ООО, или же стать участником любой известной франшизы.
Преимущества франчайзинга:
- вы получаете известное название, не нуждающееся в рекламе;
- уже сформированную и ориентированную клиентскую базу;
- маркетинговую поддержку компании;
- возможность бронирования номеров в вашем хостеле через сайт;
- документы для открытия хостела;
- уникальный дизайн помещения от компании.
Однако если вы решили открывать собственное заведения, вам необходимо тщательно изучить специфику данного рынка и все нюансы, связанные с работой хостела.
Факторы, которые необходимо брать в расчет перед открытием собственного хостела:
- посещаемость населенного пункта наиболее желательными социальными группами: туристами, приезжими рабочими, студентами, работниками в командировке;
- цена посуточной аренды квартиры и стоимость номера отеля в городе, где будет размещаться хостел;
- размер начальных инвестиций – покупка или аренда подходящего помещения, расходы на регистрацию, ремонт, переоборудование, покупка инвентаря, зарплаты персоналу и тд.
Также следует адекватно оценивать ситуацию и учитывать риски: прежде всего, не стоит ожидать быстрого возвращения вложенных средств, так как этот бизнес работает по другой схеме – на начальном этапе заполнение хостела будет составлять приблизительно треть от общего количества мест, а значит, на первом этапе рентабельность предприятия фактически будет равна нулю, хотя со временем, если хостел станет популярным, инвестиции вернутся вам сторицей.
Разумеется, многих предпринимателей интересует, как сделать свой хостел привлекательным для клиентов? Ответ на него достаточно прост – следует придерживаться хотя бы минимальных требований к подобного рода заведениям, а именно:
1. Оказывать гостям достойный прием и поддерживать высокий уровень культуры общения.
2. Поддерживать чистоту и порядок. Горничные и администратор должны тщательно следить за чистотой и порядком во всех комнатах в помещении. Также все сотрудники должны аккуратно и привлекательно выглядеть. Хостел должен быть опрятным и убранным как изнутри, так и снаружи.
3. Гарантия безопасности. Администрация должна обеспечить безопасность как самих клиентов, так и их вещей.
4. Обеспечивать необходимое личное пространство. Приватность важна даже в хостелах, а значит клиента не должны беспокоить по пустякам.
5. Комфортные условия. Руководство мини отеля должно приложить все усилия по обеспечению посетителей всеми условиями для нормального ночлега и проживания.
Услуги
Минимальный список услуг среднестатистического хостела включает:
- ночевку;
- пользование душем и туалетом;
- бесплатный беспроводной интернет;
- горячие или прохладительные напитки;
- стирка;
- пользование кухней.
Предприниматели, владеющие прибыльными и популярными хостелами, советуют новичкам обратить свое внимание на питание своих постояльцев. Так, вам необходимо сверится со всеми стандартами Роспотребнадзора, и после внимательного изучение соответственных нормативов начать предлагать своим посетителям завтраки и ужины в хостеле. Это, несомненно, один из самых эффективных способов увеличения прибыли, однако, для его реализации, владельцам хостела необходимо найти поставщика еды с кристально чистой репутацией. Пищу можно готовить непосредственно в хостеле, или же заказывать готовые блюда.
Регистрация хостела
Одним из главных преимуществ открытие хостела является легкий процесс регистрации и отсутствие необходимости оформления лицензии или же других разрешительных документов. Вам необходимо зарегистрироваться как ИП или ООО. Помимо этого нужно приобрести кассовый аппарат и зарегистрировать его в налоговом органе и выбрать упрощенную систему налогообложения (позволяет платить около 6 процентов от годового оборота или же 15 процентов от прибыли). Также вы должны полностью соблюдать все требования пожарной безопасности, а именно: в хостеле должен быть необходимый размер эвакуационных выходов и лестниц, должен быть запасной выход (в случае если заведение рассчитано на 50 и более посетителей).
Регистрация постояльцев
Хостелы, расположенные в больших или же курортных городах неизменно сталкиваются с необходимостью регистрации иностранных граждан. Этот вопрос регулируется Постановлением Правительства РФ от 15.01.2007 N 9(ред. от 29.05.2014)«О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации».
Если же в хостеле проживает гражданин Российской Федерации, его регистрация не обязательна, если он живет в хостеле не более 3 месяцев.
Месторасположение и помещение
Разумеется, наилучшим местом для расположения хостела является центр города. Площадь помещения при этом будет напрямую зависеть от количества потенциальных посетителей (при этом стандартный минимум жильцов составляет от 10-15 человек).
Главное требование к помещению хостела: в номере на каждого постояльца должно приходится не менее 5 кв. м., а минимальная дистанция между кроватями должна составлять хотя бы 75 см.
Разместить хостел можно в обычной квартире, которая расположена в жилой многоэтажке. Как правило, аренда 1 кв. м. обходится приблизительно в 10-15 тысяч рублей в год, однако в стандартной трехкомнатной квартире можно разместить до десяти жильцов. Разумеется, вам придется полностью менять планировку квартиры и делать соответствующий ремонт, так как сама идея хостела исключает наличие одноместных номеров. Ремонт в среднем по стране обойдется вам около 5 тысяч рублей за кв. м.
Если же вы в силу каких-либо причин не желаете открывать хостел в квартире, у вас есть возможность арендовать отдельно стоящее здание. Цена квадратного метра остается такой же, как и при аренде квартиры. Если же вы решили построить здание специально под хостел, такой проект обойдется вам не меньше, чем в 5 миллионов рублей.
Поскольку основными постояльцами является молодежь, в интерьеры должны присутствовать яркие цвета и креативные дизайнерские решения.
Оборудование
Основной концепцией данного бизнеса является предоставление услуги проживания и временного размещения человека, а значит, прежде всего, в хостеле должен быть представлен соответственный набор мебели и обородувания, а именно:
- двухъярусные кровати (около 10 000 р. за одну единицу);
- стулья;
- столы;
- холодильники или холодильник (11 000-17 000 за единицу);
- микроволновая печь (3 000 – 5 000 р.);
- кофеварка (1 500 – 5 000 р.);
- стиральная машинка (7 000 – 10 000 р.);
- кухонный гарнитур (15 000 – 18 000 р.);
- ноутбук (от 20 000 р.);
- Wi-Fi роутер (800 – 10 000 р.)
- душевые кабины (10 000 р. за единицу);
- унитазы (3 000 – 4 000 р. за единицу);
- умывальники (1 500 – 2 000 р. за единицу);
- электрочайники (1 500 – 2 000 р. за единицу).
Разумеется, цены, указанные выше, ориентировочны. Они могут варьироваться в ту или иную сторону на 10-20%.
Следует обратить внимание на то, что оборудование должно быть достаточно простым, так как сложные приборы намного чаще ломаются. Его нужно заказывать только у проверенных поставщиков или же у фирм с кристально честной репутацией.
Если вы претендуете на звание хостела нового поколения, вместо обычных кроватей можно приобрести специальные гостиничные слипбоксы. Они отличается прочностью, высокой степенью комфорта, и крайне удобны для уборки. Впрочем, их цена в 6-10 раз превышает цену обычной двухъярусной кровати. Поэтому решение о покупке подобных «кроватей» должно зависеть от стартового капитала предпринимателя.
Что же касается электрочайников, в последнее время все больше владельцев хостелов начали замечать, что чайники потребляют огромное количество электричества, и, следовательно, приводят к лишним расходам. Альтернативным вариантом может стать покупка термпотов, которые являются комбинацией чайника и термоса и поддерживают температуру. Они имеют больший объем и требуют меньше электричества.
Если предприниматель обладает солидным стартовым капиталом и хочет, чтобы его хостел был на хорошем счету среди молодежи, он может приобрести так называемый вендинговый аппарат, с напитками или снеками. Цена подобного аппарата составляет около 200 000 р. Однако со временем машина окупит себя сторицей.
Персонал
Начинающие предприниматели нередко открывают хостел в том числе и потому, что подобное заведение не требует большого количества работников, которым придется платить заработную плату. Для нормального функционирования хостела вам понадобятся:
1. Администратор. В обязанности администратора хостела входит прием и размещение посетителей в их комнатах, и организация процесса обеспечения их всем, что им нужно – питанием (если хостел предоставляет обеды или завтраки), интернетом, комнатой отдыха и так далее. Также администратор принимает звонки и следит за чистотой всех комнат мини отеля. Эти функции вполне может исполнять и владелец бизнеса. Однако следует принимать во внимание, что объем работы достаточно велик, следовательно, лучше нанять двух администраторов (если все обязанности исполняет владелец, одного сотрудника в помощь). При этом все лица, исполняющие функции администратора должны знать английский язык. Зарплата на подобной должности обычно составляет от 20 до 35 тысяч рублей.
2. Горничная. Данный работник обязан делать влажную уборку и осуществлять чистку полов, окон, стен, лестниц и следить за чистотой кухонного оборудования. Также в круг обязанностей горничной входит дезинфекция и чистка душевых кабинок, ванн и унитазов. Наряду с этим горничная убирает комнаты, выбрасывает мусор, осуществляет покупку моющих средств, пакетов для мусора и инвентаря, необходимого ей для поддержания чистоты. Никаких возрастных или других ограничений для приема горничной на работу нет, однако проследите, чтобы человек, подобранный на должность был честен и ответственен. Как правило, горничная работает неполный день, а ее зарплата составляет от 5 до 15 тысяч рублей.
3. Бухгалтер. Бухгалтер также может работать неполный день или же несколько дней в месяц. При этом его заработная плата обычно составляет от 15 тысяч рублей.
Реклама
Процесс рекламирования хостела имеет свою специфику. Его бесполезно рекламировать посредством раздачи листовок, на телевидении или в радио программах. Наиболее эффективной рекламой в этом случае является наличие хостела в различных базах, к примеру, в Booking.com, «Островок.ру» и т.д. Начать процедуру подачи заявки необходимо еще до открытия хостела, желательно, чтобы он был упомянут еще за несколько недель до непосредственного открытия заведения. Как правило, временная дистанция между подачей заявки и размещения объявления на сайте в первый раз составляет несколько месяцев. Если хостел будет работать с этими ресурсами достаточно долго, у его владельца появится база аккаунт-менеджеров данных сайтов, что значительно ускорит процесс публикации
Разумеется, подобные сайты берут свою комиссию. Если клиент платит наличностью, хостел сам отвечает за ее перечисление. Как правило, так называемый агрегатор берет около двадцати процентов от уплаченной суммы, впрочем, эта цифра может варьироваться в зависимости от популярности сайта.
Также работа хостела набирает обороты посредством активного рекламирования и работы в как минимум двух основных социальных сетях – Вконтакте и Фейсбуке. Помимо стандартного продвижения своих услуг, владелец должен следить за оповещением своих постоянных клиентов, так как около пятнадцати процентов клиентов составляют те люди, которые уже однажды побывали в этом хостеле. Так, обратная связь становится крайне важным фактором.
Советы и рекомендации
1. Прежде всего, вам нужно тщательно просчитать свой бюджет и определить, какую именно сумму вы готовы вложить в бизнес. Перед открытием хостела (особенно в столице или курортном городе) стоит задуматься о том, хватит ли вам денег на осуществление ремонта здания или квартиры, так как ремонт отопительной системы или системы водоснабжения, особенно зимой требует вложений. А проблемы с этими базовыми удобствами могут привести к ухудшению репутации хостела и уменьшению количества клиентов.
2. Следует учитывать тот факт, что за последние десять лет хостел перестал быть новшеством, и многие клиенты стали гораздо более требовательны к уровню обслуживания. Следовательно, ваш хостел должен быть либо очень вместительным, либо уютным, небольшим и комфортным.
3. Идеальным помещением для хостела станет помещение с окнами на четыре стороны.
4. Предпринимателю, открывающему хостел, стоит завести собственный сайт и пропиарить свое заведения в социальных сетях. Это даст вам значительное преимущество, ведь потенциальные посетители всегда смогут узнать цены, количество свободных мест и другие интересующие их детали.
5. Конкуренция – это, несомненно, борьба. Однако в данном бизнесе вам нужно завести связи с собственными конкурентами, ведь если у кого-то случится овербукинг (ситуация, при которой посетителей, желающих занять место в хостеле больше, чем самих мест) ваш «соперник» может отправить часть клиентов в ваше заведение. Нередко такое взаимовыгодное сотрудничество приносит дополнительный доход обеим сторонам.