Уголок потребителя (покупателя)

Этому документу, точнее, набору документов законодатели названия не придумали. Поэтому чаще всего используется описательное наименование "Уголок потребителя" или "Уголок покупателя". Поскольку его наличие оговорено законодательно, вам придется обзавестись стендом или папкой, в которой будут храниться обязательные для предъявления потребителю документы.

Частным предпринимателем, особенно в сфере бытовых услуг, торговым организациям и заведениям общепита, можно использовать этот обязательный элемент еще и в рекламных целях. Превратить этот обязательный атрибут в "лицо" компании не ограничиваясь стандартным стендом на 4 кармана.

Правовая база

Уголок покупателя/потребителя должен быть у организации любой формы собственности, вне зависимости от того оказывает она услуги населению или является предприятием торговли. Это закреплено законодательно. Наличие самого Уголка, его доступность, содержащиеся в нем документы и требования к отдельным его разделам оговорены следующими нормативными документами:

  1. ФЗ РФ №2300-1 от 07.02.92 (редакция от 03.07.16), в дальнейшем ЗоЗПП. Обратите внимание на пункты с 8 по 10.
  2. И если открываете торговую точку, то Правилами реализации отдельных видов товара, утвержденным ПП РФ №55 от 19.01.98.
  3. Приказом Минторга № 346 от 28.09.73.

Несмотря на давность принятия, все указанные документы сохранили актуальность. Имейте в виду, что если вы завели "Уголок" или "Папку" потребителя, но получить к нему доступ он не смог, вас могут оштрафовать по статье КоАП РФ №14.15. Имеются судебные прецеденты, например, вердикт по делу № А16-141/2009).

Перечень документов

На первом месте стоит сам закон №2300-1. Его копия обязательно должна находиться на стенде или в вашей папке для потребителя. Кроме того, так как "Уголок потребителя" - это своеобразная визитка предприятия, там должна быть основная документация, касающаяся самого предприятия и условий его работы. Документация УП должна информировать покупателя/потребителя:

  • о вашей организации: ее реквизитах, времени работы, законности существования и руководящем составе;
  • органах, которые контролируют деятельность ООО или ИП;
  • оказываемых вами услугах/предлагаемых товарах и ценах на них.

Кроме текста Закона вы должны предоставить клиенту/покупателю:

  • Информацию о регистрации вашей компании в виде копии регистрационного документа (согласно статье №9, пункт 1 ЗоПП). Для ИП нужно сообщать информацию об органе, который проводил регистрацию.
  • Название вашего предприятия и график его работы (согласно статье №9, пункт 1 ЗоПП).
  • Копии разрешительных документов: лицензия (если вы предлагаете лицензируемый вид услуг), госаккредитация (согласно статье №9, пункт 2 ЗоПП).
  • Книга отзывов и предложения (согласно ПП №55, пункт 8), которая содержит адреса и телефоны контролирующих служб.
  • Прайс-лист, заверенный первым руководителем.

Если вы открыли торговую точку, обязательно нужно приложить:

  1. Информационный лист с сообщением каким категориям лиц и какой товар не отпускается (о запрете реализации спиртного и табачных изделий несовершеннолетним).
  2. Правила продажи отдельных видов товаров.

Если ваше предприятие относится к общепиту, нужно предоставить и Правила, регулирующие этот вид деятельности.

Иногда рекомендуют добавлять к пакету документов заключение СЭС и МЧС, текст ФЗ РФ № 52 "Об эпид благополучии..." и КоАП. Но ФЗ РФ №2300-1 этого не требует. Их может потребовать комиссия Роспотребнадзора.

В перечень обязательной документации могут быть включены местные законодательные акты. Это нужно уточнять в местном органе надзора и контроля.

Если вы хотите не только сухо информировать покупателя о своем ООО или ИП, но и привлечь его, заинтересовать и показать свое заботу о клиенте/покупателе, вы можете не только красиво, в одном стиле с вывеской оформить и УП, но и включить в пакет дополнительные документы.

Дополнительные документы

Данная документация должна быть на любом предприятии сферы торговли и обслуживания, ее наличие проверяют органы контроля. Как и то, насколько вы придерживаетесь требований в них изложенных. Оформлять их копии в папку УП вы не обязаны, но можете это сделать:

  • План эвакуации при пожаре.
  • Правила и инструкции по ППБ (пожбезопасность).
  • СанПиНы, регламентирующие деятельность предприятий вашей отрасли.
  • Сведения о категориях населения, которые могут получить обслуживание вне очереди.
  • Дополнительные стандарты, регламентирующие вашу деятельность.
  • Другу полезную для потребителя информацию.

Например, для аптеки важно ознакомить покупателя с нормами, регулирующими правила отпуска лекарств. Салон красоты может информировать клиентов о правиле размещения оборудования и т.п.

Оформляется уголок в произвольной манере. Строгих требований к нему нет. Можно заказать стандартный стенд, а можно подойти к вопросу с креативом. Все зависит от желания владельца.

Кто контролирует уголок потребителя

Эта функция возложена на Роспотребнадзор. Проверяющий обратит внимание не только на наличие "Уголка", его доступность, но и на содержательность. Все обязательные документы он проверит. Книга отзывов проверяется не только на наличие и доступность клиенту, но и на правильность ее ведения, наличие ответов на обращения и сроки, в которые администрация реагирует.

При обнаружении нарушений, нарушитель подвергается административному наказанию. С него взыскивается штраф в сумме:

  • с юрлица - до 30000 рублей;
  • с физлица - до 3000 рублей.

Штрафные санкции можно обжаловать в судебном порядке. Но проще правильно оформить УП. При наличии проверок у вас должен быть не только оформленный УП, книга отзывов, но и журнал учета, в котором делаются отметке о самой проверке.

Пояснения по отдельным видам документов

Лицензии, сертификаты, свидетельства

Эта документация подтверждает законность вашей деятельности и тот факт, что вы не увиливаете от госконтроля.

Если ваша деятельность лицензируется, клиент имеет право увидеть действующую лицензию, когда она получена и кто ее выдавал.

Если продукция сертифицируется, то ознакомиться с сертификатами или декларациями, подтверждающими соответствие предлагаемых вами работ/услуг нормативам, имеет право каждый клиент. Это значит, что он вправе посмотреть и даже записать номер документа, дату его выдачи, период актуальности и структуру, которая его выдала.

Свидетельства:

  • Заверенная копия св-ва о государственной регистрации.
  • Копия документа, подтверждающего постановку на учет в налоговой службе.
  • Аккредитационное свидетельство.

Для торговых организаций в этот набор нужно добавить сведения о внесении их в госреест.

Перечень услуг

Правила, действующими в сфере услуг, их поставщик обязуется предоставлять информацию клиенту/заказчику об их содержании и стоимости. В эту группу включают:

  • прайс-лист;
  • ассортимент;
  • форму предоставления;
  • способ оплаты;
  • сроки оказания услуги;
  • гарантийные обязательства;
  • список стандартов, регламентирующих ваш вид услуг/работ;
  • образцы документов, которые получит заказчик/покупатель.

Кроме этого, покупатель имеет право ознакомиться с образцами продукции, услуги. Посмотреть журналы с наглядными примерами выполненных работ и т. п.

Книга отзывов и предложений

Эта книга, которая может быть куплена в типографском исполнении или сделана самостоятельно по определенным правилам. Она должна обязательна быть доступна для клиента. Находиться в "Уголке покупателя" или предоставляться работником по первому требованию. При этом требовать документы или выяснять мотивы потребителя работники не имеют права.

Немыслим без "Книги отзывов и предложений" уголок:

  • аптек и аптечных пунктов, медицинских центров и клиник;
  • предприятий общественного питания;
  • торговых предприятий, реализующих продукцию в розницу;
  • фирм, предоставляющих бытовые услуги населению;
  • компаний по ремонту быттехники, автотранспорта и других видов ремонтных работ.

Наличие этой книги Роспотребнадзор проверяет во всех мелких и крупных торговых точках от павильона до супермаркета.

Журнал учета

Этот документ не требуется выкладывать в УП, он должен быть на предприятии. Контролирующие органы обязаны зафиксировать в нем:

  • свой приход (дата, время);
  • цель, задачи и мотивы проверки (без оснований, согласно законодательству проверки не проводятся).

В этот же журнал требуется заносить результирующие отметки о проверке (есть или нет нарушения, номер протокола о нарушениях при их наличии, указаниях и рекомендациях руководству). Если журнал отсутствует проверяющий составляет по этому поводу акт.

Потребительский уголок организаций, торгующих спиртным

Это особая категория торговых предприятий. Поэтому их владельцы интересуются, что нужно размещать им в УП своих компаний. Требования к "Уголку" стандартные. Но таким организациям стоит добавить к своей папке с документами выдержки из Правил по реализации отдельных видов товаров (Глава 19). Эти правила гласят, что вы обязаны проинформировать клиента:

  • о цене на товар;
  • времени реализации напитков;
  • и их свойствах.

Дополнительно вы можете предоставить на стенде:

  • Сведения о стандартах на вашу продукцию.
  • Информацию о ее изготовителе (страна, адрес).
  • Сообщить место розлива напитков и дату.
  • Пищевую ценность продукции и емкость тары.

Эту информацию вы не обязаны вывешивать. Но если покупатель пожелает, должны предоставить сразу и без комментариев.

Дизайн уголка потребителя

Хочется, следуя классическому одесскому юмору сказать: "Как хотите, так и оформляйте". На самом деле строгих требований к внешнему виду УП нет. Основные:

  • Доступность.
  • Наглядность.
  • Информативность.

Как видите ни слова о дизайне. Поэтому вы действительно можете выбрать один из вариантов:

  • Стандартный стенд на 4-6 кармашков.
  • Эксклюзивный стенд (например, 5 стандартных кармашков и вмонтированная в него папка с дополнительными страницами).
  • Обычную папку для документов с кольцами или зажимом выложить на столике для покупателя.
  • Заказать интересную папку и установить ее на настенную навеску, расположив под ней столик или своеобразный пюпитр с "Жалобной книгой" и ручкой для посетителей. Стену над папкой вы можете использовать как дополнительный стенд для размещения результатов ваших достижений (сертификатов, наград и т. п.).

Фантазируйте, УП, выполненный со вкусом и креативом может стать изюминкой вашего заведения.

Комментарии:

Авторизуйтесь если вы уже зарегистрированы